Internews Kazakhstan

Сеть на службе общества

Cоздан:   ср, 07/07/2010 - 09:26
Категория:
Тэги:

Главный редактор журнала «Новости СМИ» Джемир Дегтяренко - о тенденциях в сфере медиа.

* * * * * * * *

Уважаемые коллеги!

Хочу напомнить о важной дате, которая касается нас всех, работающих в СМИ. 20 лет назад пресса в России была законодательно объявлена свободной. «Печать и другие средства массовой информации свободны» — так начиналась 1-я статья первого закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятого 12 июня 1990 года. Закон этот, хоть и с небольшими поправками, регламентирует до сих пор деятельность людей, работающих в сегменте медиа —  т. е. нас с вами. Что изменилось в Законе с тех пор? За последние годы в Закон о печати было внесено 26 поправок, формально расширяющих права журналистов и 33 —  их ограничивающих. В подавляющем большинстве случаев это были технические изменения, которые его не ухудшили и не улучшили. В остальных случаях это были достаточно принципиальные поправки, которые его только ухудшали, как наиболее серьезные поправки 2002 года. Они были связаны с противодействием экстремизму и привели к тому, что сегодня у государства есть юридическая возможность просто в одночасье закрыть все неугодные СМИ. И все же — СМИ не сдаются. Если сдадутся они — значит, умрет то устройство государственности, которое родилось 12 июня 1990 года. Надеюсь, что этого не произойдет...

Меж тем чиновники и эксперты медиарынка разработали в последние дни поправки в ряд законодательных актов РФ, связанные с интернетом. В частности, предлагается внести изменения в Законы об информации, связи, СМИ, в Уголовный и Гражданский кодексы и в Закон о защите прав потребителей. Наибольшей модификации подвергнется Закон об информации. Наконец, официально вводится понятие «Интернет», «оператор интернет-услуг», «сайт в сети Интернет», доменного имени и — внимание! Закрепить положение об общедоступности информации на сайтах. В Закон о СМИ вносятся изменения и дополнения, связанные с разграничением понятий СМИ и сайта в сети Интернет, а также планируется ввести новое понятие — сетевое периодическое издание и освободить от ответственности за недостоверную информацию его владельцев, если эта информация содержится в комментариях читателей. Для медийщиков, чтящих УК РФ, небезынтересным будет введение наказания за создание в интернете поддельных сайтов, имитирующих сайты госорганов и коммерческих организаций с целью обмана пользователей. Гражданский кодекс будет дополнен статьями о праве на интеллектуальную собственность. Разумеется, на данном этапе поправки, которые предложены чиновниками и участниками медиасообщества находятся на стадии обсуждения и еще есть возможность внесения изменений в формулировки — главное, коллеги, чтобы мы с вами обращали внимание на законы, по которым живем сейчас и будем жить дальше.

В связи с этим хочется вновь затронуть главный тренд развития медиа в сторону глобальной Сети — способы врастания, способы заработка медиа в Интернете, проблемы подготовки и поиска кадров для мультимедиа. С этим всем тесно связана неумирающая тема «умирания» печатки, которая живо обсуждалась на недавней встрече полиграфистов и издателей в Киеве. В ходе споров выявилось следующее: о смерти печатных изданий говорят так много, что уже появились даже мифы на сей счет. Основных мифов пять:

Миф номер 1. Печатные издания читают все меньше и все меньшее количество людей.

На самом деле, статистика говорит о том, что с 2000 года читательская аудитория увеличилась на 8%.

Миф номер 2. Журналы теряют «удельный вес» общественной значимости.

На самом деле, аудитория журнала People — 45 млн человек, а самого популярного телевизионного шоу США The American idol — 27 млн. Да, тиражи падают —  но! Изданий становится больше. В США за 2009 год открылось 704 новых изданий, а только за май 2010 — более 70.
Миф номер 3. В век цифровых технологий печатная реклама не работает.
На самом деле, та же статистика дает показатели более длительной и постоянной работы потребителя именно с журналами. Печатные издания обладают более длительным сроком жизни, в отличие от информации на сайтах.

Миф номер 4. Инновации происходят только в Сети.

На самом деле, если и создается такое впечатление, то, отчасти, по вине самих издателей. Они сами недостаточно инвестируют в креатив продвижения, внешнего вида, дизайн и прочее своих изданий.

Миф номер 5. Обратная связь читателя с Сетью крепче и обширнее, нежели с печатным изданием.

На самом деле, данные статистики говорят о том, что читатели взаимодействуют с прессой в среднем 45 мин. в день, а с сайтом — 7 минут.

В итоге можно сказать, что новый век, новое тысячелетие наступило для издателей не 01.01.2000 года, а десятью годами позже. Мне кажется, что только 1 января 2010 года Издатель понял — что есть Сеть, как с ней взаимодействовать и как поставить Сеть себе на службу.

Удачи вам, коллеги и новых свершений!

Источник: Media Guide

Novosti SMI.gif