На днях во французском городе Аннеси, что на границе со Швейцарией, откроется один из самых престижных в мире анимационных фестивалей. В течение недели по всему старинному центру города с десяти вечера и до глубокой ночи будут показывать мультфильмы, а вечером знаменитые картины прошлых лет будут крутить бесплатно, прямо под открытым небом для всех желающих.
Как у всякого уважающего себя фестиваля, у Аннеси есть свои особенности. Считается, что на другом престижном анимационном смотре, в Загребе, любят внятные, хорошо рассказанные истории, французский же фестиваль известен пристрастием к сложному эстетскому артхаусному кино.
Фильмов российских авторов на него отбирают немного, а призы наши тут получают совсем редко. (Впрочем, именно здесь в прошлом году детсадовская «Девочка-дура» Зои Киреевой была отмечена призом за лучший дебют.) В этом году российское представительство в Аннеси будет солиднее обычного, вероятно, за это надо сказать спасибо режиссеру, сценаристу и продюсеру Ирине Марголиной, вошедшей в отборочную комиссию самой престижной программы -- короткий метр.
Из сорока девяти фильмов этой программы три российских -- «Чепоги» Леона Эстрина, «Куйгорож» Сергея Меринова (оба из пилотовского цикла «Гора самоцветов») и «Рыбка» Сергея Рябова, а из 56 фильмов внеконкурсной программы тоже три -- «Дождь сверху вниз» Ивана Максимова, «Король забывает» Вероники Федоровой и «Крошечка-Хаврошечка» Инги Коржневой (тоже из «Горы»). Если учесть, что в конкурсной программе студенческих фильмов есть вгиковский «Рукокрылый» Вадима Оборвалова, в основном конкурсе короткого метра от Венгрии значится «панковское кино» KJFG No 5 бывшего пилотовца Алексея Алексеева, а от Германии во внеконкурсном показе «Три истории любви» Светланы Филипповой и отдельно спецпрограмма с участием фильмов Александра Татарского (в частности, тринадцать минут так и не снятого фильма «Прибытие поезда»), то получается, что наших очень много.
Правда, российских фильмов, как обычно, нет ни в конкурсе полного метра, ни в сериалах, ни в образовательной и рекламной программах, но это, к сожалению, вполне отражает состояние нашей анимации. Во всем том, что связано не с авторским кино, а с масштабным заказным производством, у нас дело плохо -- анимационные мощности в России такие же низкие, как и культура заказа.
Теперь о других участниках фестиваля. Анимационных режиссеров, снимающих фестивальный артхаус, у нас знают мало. Из известных для россиян художников в конкурсной программе присутствует американский сюрреалист Билл Плимптон (его полнометражные картины вроде «Космических мутантов» были у нас в прокате). В коротком метре значится его «Хот-дог», в полном -- «Идиоты и ангелы», черная комедия о битве за человеческую душу. Спецпрограммы ориентированы на анимацию малоизвестной в этом плане Индии -- покажут и короткометражки, и студенческое кино, и рекламу, и этнографические картины.
Есть тут и «Короткие истории о Франции» -- ряд французских фильмов начиная с тридцатых годов. Есть именные ретроспективы, например подборка картин великолепного британского кукольника Вари Парвеза. Есть блок программ, посвященных ранней анимации, включая специальные фильмы о ее создателях -- картины о пионерах мировой анимации американце Винзоре Маккее и аргентинце Куирино Кристиани, набор свежих короткометражек, посвященных снимавшему в начале ХХ века французу Эмилю Колю. Есть социальные программы -- «Политически некорректные» и «Анимация с позицией: ценности работы», есть всегда идущие на ура подборки «Пикантная анимация» и «Ах! Любовь...». Есть большой набор картин о создании знаменитых фильмов, включая «Симпсонов», и превью еще не вышедших полнометражных картин. В общем, есть из чего выбрать «культурному туристу», в поисках новых впечатлений добравшемуся до древнего, по-венециански изрезанного каналами французского городка.
Источник: Источник: ЦЭЖ">Время