С этой недели журналистам павлодарской области закрыли доступ к сводкам совершенных в области преступлений. Теперь они будут знать только о тех происшествиях, о которых решат сообщить в полиции: например о краже телят или велосипеда. Неудобные ЧП, скорее всего, останутся за стенами Департамента внутренних дел.
Как правило, в цивилизованном обществе журналисты имеют доступ к любой информации. Исключение составляют только государственные секреты либо коммерческие тайны. Этот пункт четко прописан в статье 20, п.5. Закона «О СМИ». Надо полагать, что количество совершенных преступлений и их характер ни в коей мере не относится к государственному секрету. Во всяком случае, мы такого закона не знаем. Поэтому журналисты во все времена с помощью пресс-службы полиции имели прямой доступ к сводкам за прошедшие сутки.
Что такое сводка? Это, по сути, список всех преступлений и происшествий за последние 24 часа. Информация довольно скудная: что случилось, где случилось и когда случилось. Однако, этого было достаточно, чтобы более или менее знать о криминогенной ситуации в Павлодаре и регионе. Но с некоторых пор правила изменились. С каждым годом в полиции все жестче подходят к выдаче информации.
Впервые метод сокращения сводок апробировали после прихода начальника Департамента внутренних дел Каната Туксаитова. Тогда журналисты отметили, что сводка как-то «прохудилась». Бывало, что в происшествиях за сутки числилась кража курицы, пара незначительных ДТП и одно бытовое убийство на алкогольной почве. После чтение таких бумаг возникало полное ощущение того, что преступность стала себя изживать. С небес на землю нас спустила прокуратура, которая озвучила шокирующие данные. Газета «Обозрение недели» неоднократно в прошлом году писала об укрытых преступлениях, в том числе особо тяжких.
Две недели назад все СМИ рассказали о нападении на женщину-полицейского Ирину Вольнюк в ЦВИАРНе. Журналисты в один голос были возмущены тем, что полиция прокомментировала ситуацию спустя 10 дней. Мы искренне полагали, что данный инцидент станет уроком: как известно, шила в мешке не утаишь. Но руководство ДВД сделало совсем другие выводы. Теперь пресс-служба самостоятельно выбирает о каких преступлениях можно рассказать, о каких нет. Журналистам с понедельника предоставили бумажку с заголовком: «Информация для СМИ о совершенных и раскрытых преступлениях по Павлодарской области с 25 по 31 мая». В этой бумажке числятся следующие факты - кража ДВУХ ТЕЛЯТ, ВЕЛОСИПЕДА и ДВА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ДТП. И ВСЕ! При этом НЕТ НИ ОДНОГО СЛОВА О ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ. В том числе ПРЕСС-СЛУЖБА ТАКТИЧНО УМОЛЧАЛА о массовой драке со стрельбой в многолюдном районе (от 28 мая), где был убит "жасотановец".
Такая позиция полиции, мягко говоря, изумляет. Неужели опыт предшественников не стал показательным?! Бороться с преступностью надо не на бумаге, а на деле. В подобном случае не возникнет необходимости что-то скрывать от журналистов, а, значит, от наших читателей.
Напоследок хотелось бы еще раз напомнить людям в погонах Закон «О СМИ»: Журналист имеет право «получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты».
Даже если сводка документ внутреннего пользования, он не имеет никакого отношения к государственному секрету. Люди вправе знать, какие преступления, кроме кражи телят, происходят в области.
Джамиля МАРИЧЕВА, «Обозрение недели» (г. Павлодар)