Мастер-класс телеведущего Евгения Енина, написавшего книгу «Дао разговорной программы» о тонкостях своей профессии. Евгений Енин работает на «Четвертом канале» екатеринбургского телевидения и ведет программы «Стенд» и «Новости. Итоги недели». В предлагаемом мастер-классе рассказ о том, как готовится программа «Стенд», как выбираются гости и темы передач.
«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?»
Название «Стенд» выбрали для программы за многозначность этого слова. Бывают стенды выставочные, испытательные, стрелковые. Вот и решили выставлять, испытывать и отстреливать. Сейчас «Стенд» это
МЕЖДУ ПРЯМЫМ ЭФИРОМ И ЗАПИСЬЮ
Не считая возможности
Но заманить человека в субботу вечером в студию очень трудно. Поэтому, как правило, гости в «Итогах недели» «записные».
Сами «Итоги недели» часто пишутся. То есть не только разговоры с гостями идут в записи, но и вся программа выходит не в прямом эфире. И вот почему. Время выхода 20.30. Если гости записаны, все сюжеты смонтированы, то нет никакого смысла сидеть на работе до позднего вечера. Можно записать программу часов в семь и отправить всех по домам. А это, кстати, уже не три человека, как на записи разговора, а семь. Ну и опять же, так спокойнее если я очень уж сильно оговорюсь, то можно этот кусок переписать. В «Стенде» гости тоже бывают «неживые», но редко. Такое случается, когда человек не может прийти вечером. Но поскольку программа выходит по будням, то отказы бывают гораздо реже, чем в субботу при подготовке «Итогов недели». Писать обычно приходится москвичей, которые часто улетают шестичасовым рейсом.
Случается и так, что у нас все места в эфире заняты, а приехал
ВСТРЕЧА У ЛИФТА
Заходит гость. Если наша охрана его не просмотрела и предупредила меня, то я встречаю его у лифта. Бывает, просят встретить внизу в лобби, на улице, а то заблудятся. «Здравствуйте, меня зовут Евгений Енин, я буду вести программу. Давайте я расскажу, как мы будем работать. Вначале к вам подойдет визажист, позовет вас чуть-чуть попудриться. Примерно в 20.40 мы пойдем в студию. Сначала завернем в режиссерскую, там прицепим микрофоны и, пока идет сюжет, пройдем в студию, сядем и будем ждать своей очереди. Потом я представлю вас и задам первый вопрос, на него нужно ответить очень коротко. Потом реклама и основная часть разговора, в конце разговора ответы на вопросы зрителей, пришедшие на пейджер, их я задаю сам».
ГДЕ ВЗЯТЬ ГОСТЯ?
Схема такая. Утром собираемся на совещание. Выпускающие редакторы, продюсер, координатор, я. Продюсер или координатор раздают листочки, на которых в столбик написаны информационные поводы. Затем информационные поводы и будущие сюжеты расставляют по рангу. Самый первый, самый важный сюжет в идеале должен стать темой дня. В идеале и гостем «Стенда» должен быть человек, имеющий
Допустим, сгорел склад. «Картинка» изумительная, сюжет великолепный. А о чем говорить 12 минут на «Стенде»? О том, как тушили? Это надо показывать в сюжете, а не объяснять на пальцах. Допустим, можно поговорить о системах пожарной сигнализации, о том, что владельцы складов должны сделать для профилактики пожаров. Но месяц назад тоже был большой пожар и об этом разговор уже был. О чем же говорить сейчас? О том же самом нельзя скучно. Значит, пожар отпадает. Начальник протокола тоже отпадает. Он Фрадкова встречает, он не может. А вот начальник антифризного штаба придет, ему надо попросить горожан не включать обогреватели. Увы, бывают дни, когда нет ни одного события, о котором можно было бы говорить в течение 12 минут. Причем не интересно, а просто говорить, продержаться 12 минут так, чтобы вопросы не кончились на пятой. Тогда перебираются не события, а долгоиграющие темы, явления нашей замечательной жизни.
Допустим, нет сегодня события, связанного с родовыми сертификатами, но сами сертификаты есть, они только что появились. Можно позвать гостя и поговорить: что это такое, зачем и почему.
Конечно,
Итак, схема отбора гостей для программы такова: зовем на «Стенд» человека, который может рассказать о главном событии дня, главном событии выпуска новостей
ГОСТЬ ПЛОХОЙ И ГОСТЬ ХОРОШИЙ
Как все события делятся на те, из которых можно сделать сюжет, и на те, из которых сюжета сделать нельзя, так и все люди делятся на тех, кого можно звать в эфир и кого нельзя. Нельзя по разным причинам не придут, даже если обещают, или заведомо известно, что с ними не получится хороший разговор. Те же, когоможно позвать в эфир, в свою очередь делятся на тех, кто легко соглашается, и тех, кого нужно долго уговаривать. Особый случай люди, к которым испытываешь неприязнь. Но если этот человек может «дать рейтинг» или с ним получится сделать интересный разговор, надо вступать в диалог.
О ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ
Договаривается с гостем об участии в программе, как правило, сам ведущий. На федеральных каналах с гостями могут созваниваться референты, у нас референтов нет. Позвать человека в эфир по просьбе ведущего может репортер, поехавший снимать сюжет, один из героев которого потенциальный гость. С гостем может связаться служба координации, когда ведущий
Уговорить человека прийти в эфир не всегда легко. Одно дело, если он не может тут уж ничего не поделаешь. И совсем другое, если он не хочет. Например, ему лень или
«КОНСЕРВЫ» И ПОВТОРЫ
Если гость, давший согласие придти, вдруг часиков этак в семь вечера звонит и говорит, что у него
ГОСТИ ИДЕАЛЬНЫЕ, ЖЕЛАННЫЕ И ЛЮБИМЫЕ
Идеальный гость разговорной программы это известный человек или человек, который может рассказать
Точно так же двери студии всегда открыты для политиков и депутатов. Это любимые гости. Если депутата зовешь в эфир, а тот говорит, что не может, это означает, что он или при смерти, или в зарубежной командировке за счет бюджета.
Политики очень хорошо понимают, что их узнаваемость это их капитал, запас жизненных сил, как в компьютерной игре. Политики умеют говорить. Политики не боятся острых вопросов. Политики могут говорить о чем угодно.
ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА
Отсутствие новых интересных людей в эфире общая проблема всех разговорных программ. Вернее, проблема их ведущих. Есть сферы, интересующие большинство зрителей, образование, здравоохранение, политика, социальная защита и так далее. В каждой из этих сфер имеются специалисты, отвечающие за конкретные направления. Таким образом формируется определенная обойма говорящих «голов», спикеров. В результате
С этим можно только смириться. Появление незнако- мого интересного собеседника для ведущего разговорной программы именины сердца.
«ОН САМ ПРИШЕЛ!»
Можно ли попасть на «Стенд» «простому человеку»?
Не артисту, не политику, не чиновнику? Конечно. Одно условие: этот «простой человек» должен быть потенциально интересен всему городу. Значит, «простому человеку», чтобы попасть «в телевизор», нужно совершить
Чуть ли не половина всех гостей, приходящих в эфир, это те, кто попросился сам. Может быть, даже большая половина. Если тема разговора, которую предлагают, интересна, если человек, который просится в программу или за которого просят, интересен, мы будет только рады.
Немалая часть программ делается по звонкам наших зрителей. Основные каналы, по которым журналисты узнают о произошедшем, информационные агентства, газеты, журналы, радио, телевидение, заявления официальных лиц, пресс-конференции. Но есть еще информаторы, то есть люди, которые регулярно звонят, рассказывают: вот такое у нас случилось. Ну и сообщения очевидцев. Звонки в редакцию.
ПОМИНУТНАЯ ТАРИФИКАЦИЯ
Во всех разговорных программах бывают гости, которые платят за свое участие. Только мы этого не скрываем и не берем «черным налом». Все легально договор, касса и надпись на заставке: «На правах рекламы».
Региональные каналы, в отличие от федеральных, очень часто работают на выживание. Плюс особенность Екатеринбурга: огромная телевизионная конкуренция. В результате маленькие бюджеты. Делать телевидение это все-таки дорого, а мы же конкурируем не только друг с другом, но и с федеральными каналами, мы для зрителей только кнопки на пульте дистанционного управления.
Отказываться от дополнительной прибыли региональные каналы не могут. Другая сторона медали огромный спрос на участие в разговорных программах. Люди хотят платить деньги за свое появление на экране.
Нам, как мне кажется, удалось отработать схему, которая позволяет показывать «платных» гостей, ничем не поступаясь и, самое важное, не нанося никакого ущерба зрителям. Наоборот, принося пользу. Главное правило: мы никого не возьмем в эфир за деньги, если не за деньги мы его не возьмем. Никто не «покупает» ведущего, не «покупает» вопросы, которые будут заданы. Деньги платятся за возможность не ждать, за то, например, чтобы о потребительском кредитовании рассказал представитель именно этого банка, хотя все банки продают деньги, но ни в коем случае
Очень важно: при оплаченном эфире зрители должны гарантированно получить интересную и полезную программу.
Если я потом смотрю отчет TNS «Gallup Media» и вижу, что рейтинг ниже среднего, значит, я ошибся, не надо было брать эту тему. Это «забесплатно» может быть и неинтересно и неполезно. Ну, не нашли мы сегодня интересной темы, а эфир
Если тема неинтересна, потенциальному рекламодателю объясняют, что он выбросит деньги на ветер, «выступив» перед аудиторией, состоящей лишь из жены и подчиненных. Ему лучше сделать рекламные ролики, дать объявление в «бегущую строку» или что-то еще. Это элементарная честность по отношению к клиенту. Ну и азы маркетинга: плохая слава (я тут выступил по «Четвертому каналу» и никакой реакции) нам ни к чему.
Что касается расценок, то самый дорогой эфир у нас был перед последними выборами мэра. Шестнадцать тысяч, если пересчитать на доллары, за 12 минут. На конкурсе «ТЕФИ-регион-2004» Евгений Енин
НЕ ШЕЙТЕ «ДЖИНСУ» НА ЗАКАЗ В
«Новостях «Четвертого канала» заказных сюжетов не бывает. Как и в «Итогах недели». И не бывает исключений из этого правила. Но, судя по всему, на других каналах другие правила. Во всяком случае, когда нам звонят и спрашивают: «Сколько стоит у вас сделать сюжет?» и слышат в ответ: «У нас заказных сюжетов не бывает», звонящие демонстрируют крайнюю степень удивления.
«Джинса» это такая скрытая реклама, замаскированная в случае новостей под обычный сюжет, обычную информацию. Понятно, что ни один нормальный канал не будет пихать в новости «джинсу», что называется, официально. Хотя и такое в Екатеринбурге бывало. Так что у нас в городе этот термин употребляется, если репортер берет деньги втайне от начальства. За то, например, что этого показал в сюжете, а того не показал. Или за то, что снял сюжет про конфликт, когда огласка выгодна одной стороне и невыгодна другой. На «Четверке» давно уже были попытки протащить в выпуск новостей «джинсу», в том числе успешные. Но их жестоко пресекали и виновных увольняли.
ОЦЕНИТЬ И ПОДАТЬ
Прежде чем браться за воплощение какой-либо темы в эфире, надо решить, подходит ли она для разговорной программы. Первый критерий оценки кажется ли эта тема интересной вам? Второй многолетние наблюде- ния за рейтингом. TNS «Gallup Media» показывает рейтинг каждой отдельной программы, поэтому мы представляем себе, что интересно зрителям.
Еще, конечно, здравый смысл. Понятно же, что если в эфир просится Путин Владимир Владимирович, отказывать не стоит не только потому, что могут быть неприятности.
У меня есть такой способ оценки: если называется тема и у меня возникает сразу десяток вопросов, тема годится.
Не менее важно определиться с аудиторией. Для кого этот разговор? Кто его будет смотреть, на кого рассчитываем? От этого будет зависеть подача темы.
Например, гость фотограф. Возможные аудитории:
1. Люди, не знающие, что такое фотография. Им надо рассказать, как вылетает птичка. 2. Люди, фотографирующие «мыльницами» и мобильными телефонами, но желающие научиться делать это лучше. Им надо рассказать о композиции. 3. Зрители, интересующиеся современным искусством. Им надо рассказать о течениях в современной художественной фотографии. 4. Фотографы-любители, продвинутые. Им надо рассказать
Или приходит в эфир Игорь Ларионов, знаменитый хоккеист. Можно было бы поговорить о хоккее: как это было, когда он играл, что он думает о теперешнем хоккее. Это интересно болельщикам. А еще можно поговорить о вине, потому что сейчас основное занятие Ларионова виноделие. Таким образом, аудиториярасширяется за счет людей, которым интересно, как делают вино. И конечно, начинать нужно с этого, потому что фанаты Ларионова и так будут смотреть и про вино, и про что угодно, а нефанаты, которым может быть интересно виноделие, переключатся на другой канал, если начать с хоккея.
ПОСТАВЬ СЕБЯ НА МЕСТО
Затем нужно поставить себя на место зрителей. Попытаться. То, что интересно вам, совершенно не обязательно интересно им.
Ну, например, жилищные субсидии. Я не льготник, субсидии не получаю, для меня тут все новое, я могу начать расспрашивать
Нужно знать, что зрители знают.
И наоборот, если вы в теме разбираетесь, вы можете не задать вопросы, ответы на которые вам хорошо известны, для вас это общее место, но зрители этого не знают. И не узнают из этого разговора.
Нужно знать, чего зрители не знают.
ЕСТЬ ПОВОД
Постоянная проблема разные взгляды журналистов и пресс-секретарей (фирм, предприятий, начальства) на информационные поводы. То есть на события, о которых, по мотивам которых снимаются сюжеты. Нередко бывает так. В редакции новостей раздается звонок и человек сообщает: «У нас! Такое! Важное! Совещание!». Да, но «картинки» нет, можно показать только зал, в котором сидят
Или так: «У нас! Такое! Важное! Совещание!» Да, но предмет совещания интересен только вам. Для человека не «из новостей» бывает сложно экстраполировать важность события, действительно судьбоносного для предприятия, для семьи, для человека, на весь город.
ЖИЗНЬ ПО КРУГУ
Есть темы вечные. Они возникают из года в год и, словно полевые работы у крестьян, привязаны к определенному сезону.
Весной у нас это клещевой энцефалит, зимой отопление, летом дизентерия какая-нибудь, осенью первое сентября.
Так всегда было и так всегда будет.
Источник: МедиаПрофи