Internews Kazakhstan

Пиарщики, как гаишники

Cоздан:   ср, 02/12/2009 - 10:29
Категория:
Тэги:

Вы когда-нибудь обращали внимание, что практически любой человек может с легкостью рассуждать о PR-технологиях, что невозможно себе представить, например, в области бизнеса, торговли, науки. Зачастую складывается впечатление, что сфера коммуникаций – это единственная область, не требующая специальных знаний, образования, навыков. Многие предполагают, что механизмы пиара элементарны, общеизвестны и доступны и часто приходится слышать, что в этой области все складывается легко, предсказуемо, понятно и просто. Почему? С одной стороны можно допустить, что после нескольких десятков лет пропаганды и отсутствия на рынке коммуникаций здоровой конкуренции, за счет сложившегося у нас алгоритма прямолинейного действии в сфере сми, пиар еще не успел прижиться у нас. Так ли это?

Своими наблюдениями поделился блог-директор Media-Day.ru Андрей Беляк.

Рассуждая о пиар-технологиях, у меня ассоциативно возникает параллель с уважаемой службой, которая обеспечивает нам безопасность дорожного движения. Поэтому, чтобы увидеть в действии систему «паблик рилейшнз» в России, достаточно взглянуть на работу ГАИ. Что делает вышеупомянутая служба в преддверии важного общественного мероприятия? Думаю, каждый из нас может безошибочно назвать комплекс мер, которые мы испытываем на себе практически ежедневно: перекрыть все пути-подъезды, лишая людей возможности парковаться на дублерах и смежных улицах, поставить на перекрестках эвакуаторы и вызвать поддержку в виде ОМОНа, чьи грузовики и автобусы займут немногочисленные потенциальные парковочные места. И какие результаты достигаются такими мерами?

Во-первых, визуально на месте проведения массового мероприятия отсутствует неизбежная суета, сведены к минимуму аварийные и конфликтные ситуации. Во-вторых, сохраняется прекрасная возможность для вероятных маневров спецслужб и приема ВИП-персон(!). По итогам профессионалы рапортуют руководству о согласованных действиях оперативных работников для сопровождения массового мероприятия, об отсутствии непредвиденных ситуаций и прекрасно организованном проходе ВИП-персон.

Это лицевая сторона процесса, демонстрирующая абсолютно ожидаемый результат. А что с обратной стороны? Толпы недовольных людей, которым закрывают привычные маршруты проезда, вынуждены искать дополнительные пути. Невозможность припарковаться в непосредственной близости от места мероприятия. Люди обречены на безрезультатный поиск мест парковки в прилегающих дворах, на дорогах, даже мостах и эстакадах. В итоге в широком радиусе от места проведения мероприятия создаются аварийные и конфликтные ситуации, портятся газоны, происходят заторы, нарушается работа общественного транспорта, закрываются пути для пешеходов.

По аналогичному алгоритму зачастую действует отечественный пиар, размещая заказные статьи в печатных и цифровых изданиях: все по привычным канонам, прямолинейно. Прогнозируемый эффект однозначен – часть читателей съедает наживку, и пиар-служба рапортует о большом успехе и положительных отзывах. При этом не учитывается, что большинству видна явная ангажированность размещенного материала, и целевая аудитория, на которую делается основной расчет, осуждает нерадивого заказчика материала. Эффект от такой акции может быть прямо противоположным или же оказаться просто холостым выстрелом. А чаще всего - вызывает бурю негатива в социальных сетях. Справиться с этим несопоставимо сложнее, чем ОМОНу разогнать толпу фанатов. Потому что стандартный подход, не учитывающий всех аспектов, вызывает раздражение общественности. А поиск нового, компромиссного и нестандартного имеет потенциал в развитии и привлекает значительно большую аудиторию.

Если вернуться к аналогии с дорожными службами, то каждый раз, видя их подготовку к очередному мероприятию, задаюсь вопросом: можно ведь предусмотреть места для автомобилистов, чтобы избежать стихийных парковок, планировать пути объезда и заранее информировать о них, чтобы не создавать пробок и не парализовывать движение в городе, продумывать входы и выходы для пешеходов. Безусловно, это потребует бОльшей степени вовлеченности различных подразделений дорожных служб, нестандартного взгляда на ситуацию, более детального планирования. Но ведь и результат будет иным.

Может, тогда мы перестанем сетовать на хамство и отсутствие культуры, а пиар, если он будет более креативен, соответственно, может вырасти из метода грязного воздействия на людей до технологии коммуникаций на цивилизованном уровне.

Источник: Media-Day.ru