Internews Kazakhstan

Казахстанские СМИ в марафоне на выживание пока не участвуют

Cоздан:   вт, 02/12/2008 - 14:29
Категория:
Тэги:

Сегодня необходимы новые подходы к развитию медиарынка в стране. Эта мысль лейтмотивом звучала во всех выступлениях участников первого казахстанского медиакурултая, который прошел на прошлой неделе.

Опрос, который провел Казахстанский пресс-клуб среди 36 экспертов, специализирующихся в данной области, показал, что нынешнее состояние СМИ оценивается как среднее. Специалисты склонны считать, что в худшем состоянии сегодня находятся телевидение и радио.

Сегодня на нашем рынке нет ни одного сильного медиапроекта, который мог бы конкурировать с российскими или западными. А потому читатели предпочитают получать информацию в основном из российских или западных СМИ. Казахстанские средства массовой информации проигрывают в оперативности, качестве, уровне технологий и размерах доходов. В то же время они более конкурентоспособны по сравнению со своими коллегами из Центральной Азии. Что касается конкуренции казахстанских масс-медиа между собой, то и здесь она достаточно слаба.

Причина - в отсутствии борьбы за аудиторию, которой представляется один и тот же продукт. До сих пор сохраняется высокая зависимость от владельца, что тоже не способствует росту духа состязательности.

Минусом является и то, что СМИ работают непрозрачно, к тому же демонстрируют достаточно низкий уровень менеджмента. Они испытывают острую нехватку в топ-менеджерах, телеведущих и журналистах. Кроме кадрового дефицита основной проблемой является дефицит квалифицированных журналистов из-за слабой образовательной базы и отсутствия системы их подготовки и переподготовки. Выход видится в улучшении качества образования, а точнее, в изменении методики образования в вузах, а также в дополнительном образовании: тренингах, семинарах, курсах повышения квалификации.

На форуме был затронут и вопрос доходов СМИ. Основной источник существования наших газет, журналов, радио и телеканалов кроется в поступлениях от рекламы. В структуре доходов также велика доля спонсорского или учредительского вливания. Погоня за финансовыми средствами для существования приводит к тому, что СМИ нередко искажают информацию, занимаясь продвижением коммерческих интересов. Это вводит в заблуждение потребителей. Зачастую СМИ создаются для решения конкретных, ограниченных задач. После этого издание становится нежизнеспособным и закрывается.

Очень острой остается проблема тиражей печатных изданий. В стране отсутствует система издательского аудита. Этим пользуются многие издания, указывая завышенные тиражи.

- Наш медиарынок очень неоднороден, - говорит президент Казахстанского пресс-клуба Асель Караулова. - Большие различия наблюдаются между казахскоязычными и русскоязычными СМИ. Они выражаются в финансовых, профессиональных возможностях. Это касается и уровня свободы, профессионализма, знания своей целевой аудитории, уровня освещаемых тем.

Настоящее развитие СМИ произойдет, по мнению экспертов, когда русскоязычные СМИ будут цитировать казахскоязычные, а не наоборот.

На форуме говорилось о необходимости создания общественного телевидения, которое бы вещало на всю республику. Были затронуты и вопросы законодательной среды для профессионального развития индустрии СМИ, эффективного управления медиаактивами.
Участники медиакурултая с интересом выслушали выступления гостей. Генеральный директор российской компании "БизнесМедиаКонсалт" Ольга Нагайцева отметила, что медиарынок у нас работает в более спокойном режиме, чем в России.

- У вас нет явного желания быть лучше всех, вырваться вперед, - сказала она. - У изданий не наблюдается больших амбиций. Российские же СМИ буквально участвуют в марафоне на выживание. У вас ситуация напоминает позицию выжидания. А еще, наверное, к счастью, на вашем рынке неизбалованные рекламодатели.

По итогам медиакурултая была разработана резолюция, которая в качестве рекомендаций будет отправлена в министерство информации и СМИ.

СПРАВКА

- 71% экспертов уверен, что качественная журналистика и качественные СМИ прежде всего заключаются в профессионализме
- Такие качества, как независимость и ответственность, называют 11% респондентов
- Только 7% экспертов отметили клиентоориентированность и знание аудитории
МНЕНИЕ
- По нынешнему законодательству о СМИ можно разорить любое издание и посадить любого журналиста, - говорит президент фонда "Әділ Сөз" Тамара Калеева. - Можно арестовать тираж, конфисковать оборудование. Сейчас журналисты и любые издания практически беззащитны. На днях мы создали инициативную группу из руководителей общественных организаций и ряда СМИ. Проведено аналитическое исследование, сделано заключение на предмет соответствия поправок международным стандартам и реальной ситуации в практике казахстанских СМИ.

Источник: Издатель