Проблемам взаимоотношений служителей Фемиды с представителями масс-медиа был посвящен двухдневный семинар-тренинг, состоявшийся в Верховном суде при содействии Немецкого общества по техническому сотрудничеству. Помимо координаторов судебных пресс-служб участниками семинара стали руководители региональных филиалов Союза судей Казахстана, представители НПО, вузов, СМИ.
В приветственном слове председатель высшей судебной инстанции республики Кайрат Мами подчеркнул, что анализ СМИ за последние годы свидетельствует о повышении уровня доверия к судам, которое необходимо оправдывать, неукоснительно соблюдая принципы гласности и открытости судебного разбирательства. По мнению главы Верховного суда, умение вести диалог с журналистами — важнейшая составляющая профессионализма судьи.
— Взаимодействие судов и масс-медиа состоит не в защите судей от критики, а в свободном обмене мнениями, открытом обсуждении успехов и трудностей нашей работы, — сказал К. Мами. — Только таким образом мы сможем построить сотрудничество на принципах взаимного доверия и конструктивного диалога.
За активное формирование информационной политики, проявление инициативы и открытости в общении с журналистами высказался и председатель Союза судей Казахстана Ауезнур Каженов.
О практике взаимоотношений между судами и СМИ рассказала судья из германского города Бремена Элен Бест. Принцип открытости судебного заседания, заметила гостья, имеет в Германии многолетнюю традицию, случаи, когда журналистам отказали бы в получении информации, исключены, а такое явление, как коррупция, в судейской среде отсутствует.
Однако в Германии также запрещены съемки во время судебного процесса. По этой причине еще в 2001 году телеканалы пытались решить эту проблему, обратившись с иском в Конституционный суд. В итоге заявителям объяснили, что запрет связан с защитой интересов участников процесса. Вместе с тем высший орган конституционного надзора разрешил телеканалам производить съемку в зале суда перед началом судебного разбирательства.
— Правовое государство возникает при усилии всех сил общества, желающих, чтобы государство было таковым, — сказала Э. Бест, — и в этом процессе особая роль отводится прессе, которая должна работать честно и объективно.
По ее словам, германские судьи вовсе не стремятся попасть на газетные полосы, для них лучше, чтобы о них вообще ничего не писали: ни плохого, ни хорошего, ведь они служат не для похвалы, а для торжества закона.
В своем выступлении судья Верховного суда Владимир Борисов коснулся судебной практики рассмотрения исков о возмещении морального и материального вреда, причиненного профессиональной деятельностью журналиста или печатного издания:
— По моему убеждению, неоправданно разорять СМИ удовлетворением многомиллионных исков. Закон позволяет журналисту писать то, что он думает. Если даже его мнение ошибочно, главное, чтобы журналист не выходил за рамки морали и закона.
Опытом работы по урегулированию конфликтов между представителями госструктур и журналистами поделилась президент общественного фонда «MEDIALAIFE» Ольга Волкова:
— Главное в этом процессе — начать диалог, трудный, но необходимый. А точки соприкосновения всегда найдутся.
В свою очередь судья Верховного суда Марзия Балтабай призвала коллег не воспринимать критические выступления в прессе как вмешательство в отправление правосудия.
— Основные претензии судей к прессе сводятся к обвинению журналистов в некомпетентности, предвзятости, необъективности, использовании недостоверной информации и допущению оскорбительных выпадов, — сказала она, — но прежде чем обвинять ту или иную сторону, необходимо принять меры к усовершенствованию законодательства с учетом международных стандартов взаимодействия судов со СМИ.
Татьяна БРЕДИХИНА
Источник: Zakon.kz