Internews Kazakhstan

ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР

Cоздан:   пт, 02/09/2011 - 13:42
Категория:
Тэги:

Новая телепрограмма начинается с редактора. Он должен придумать тему, найти материал, решить, под каким «соусом» подать его зрителю. Но такая творческая свобода предполагает и огромную ответственность. О том, каково это — заведовать телекухней — все успевать, умело руководить процессами подготовки эфира и при этом не сойти с ума, Людмила БЕРСЕНЕВА, редактор телевизионных программ медиа-группы «Знак» (Магнитогорск) рассказала Алине Порошиной.

Какова, на Ваш взгляд, миссия редактора телевизионных программ?
Я работаю на коммерческом телевидении, поэтому с первых дней работы в этой компании передо мной поставили задачу: делать такие программы, чтобы они были суперинтересными не только для зрителей, но и для рекламодателей. Хотя по сути, это взаимосвязано друг с другом. Если программа нравится зрителям, у нее высокий рейтинг, значит, рекламодателя такая программа будет привлекать. Кроме того, развлекательный формат канала ТНТ тоже обязывает создавать на местном уровне оригинальные и интересные проекты. Иначе мы потеряем своего зрителя, чего не можем себе позволить.

Эта профессия скорее творческая или организаторская?
Организаторская и творческая одновременно. Хотя в большей степени, конечно, организаторская.

Существуют ли «золотые правила» редактора?
Ну «золотые» — это громко сказано... У меня есть несколько правил. Первое: никогда не бояться отступать от правил. Этому, кстати, я учу и своих подчиненных и студентов, которым преподаю журналистское мастерство. Существуют каноны тележурналистики, но порой вполне оправданно отступать от них. К примеру, в телевизионном сюжете синхрон не может быть более 10—15 секунд. Однако когда бабулька со слезами на глазах вспоминает, как они переживали блокаду Ленинграда, не стоит ее прерывать. Это эмоции... И только с их помощью можно передать зрителю тот ужас, который пережили блокадники. Второе правило: если я в чем-то сомневаюсь, то это не выходит в эфир. Так или иначе, я несу ответственность за все, что увидят телезрители.

Как бы ни был хорош ведущий, но если плохо сработал оператор, монтаж неудачен и нет интересной информации от корреспондентов — программа обречена на провал. Редакторы связывают действия телевизионной команды и приводят систему в движение. Как вам это удается?
Вот поэтому я и считаю что в большей степени работа редактора организаторская. Творчество и так хлещет из каждого работника, успевай только его направлять в нужное русло. Я всегда прислушиваюсь к мнению и идеям сотрудников. Стараюсь не бить по рукам, когда они пробуют что-то новое. И если вдруг вижу, что у кого-то погас огонек в глазах, я первым делом пытаюсь выяснить причину. Ведь люди творческие бывает что перегорают от однообразной работы. Недавно был случай. Я стала обращать внимание, как очень талантливая корреспондентка, проработавшая в новостях два года, вдруг стала делать сухие сюжеты. Оказалось, что ей стало скучно снимать репортажи, ведь выпуски новостей цикличны. Каждый год День студента, 9 мая, 1 сентября... Выход мы с ней нашли: девочка хорошо смотрится в кадре, хорошо говорит — решили попробовать ее в качестве ведущей новостей. Ей пришлось многому учиться. Новизна в работе вновь вдохновила ее. И глаза снова загорелись. Вы сами сказали, что редакторы связывают действия телевизионной команды воедино и приводят машину в движение. Это так и есть. И если вдруг кто-то что-то сделал не так, действительно, виноват редактор. Значит нужно проанализировать свою работу, сделать выводы почему это произошло и в следующий раз постараться избежать этого.

Кто находится у вас в подчинении и кто стоит над вами?
Здесь логичнее было бы поговорить о нашей структуре. В медиа-группу «Знак» входит два телеканала — ТНТ и ТВ3, две радиостанции — «Ретро» и «Шансон» и развлекательный глянцевый журнал «На все сто!». На ТНТ до кризисных времен выходило четыре проекта собственного производства: развлекательное телешоу «Доброе утро, город!» (ежедневно с 7 до 9 утра, прямой эфир), информационная программа (новости) «Город» (три выпуска в день), автомобильная программа «Акселератор» (еженедельная программа) и программа сетевого формата «Магнитогорск: инструкция по применению». Когда грянул кризис, нам пришлось приостановить выпуск «Акселератора» и «Инструкции». На ТВ3 собственные проекты пока не выходят, но в задумках есть. Творческая группа, а именно журналисты, корреспонденты, работают на всех носителях. Например, ведущий шоу «Доброе утро, город!» работает параллельно на радиостанции «Ретро» и ведет постоянную рубрику в журнале «На все, сто!». Так вот, я руковожу всем творческим процессом в медиа-группе, а мой непосредственный руководитель — директор медиа-группы «Знак».

В чем плюсы и минусы такой многостаночности? Или она связана с тем, что из-за небольшого объема собственного эфира приходится дозагружать сотрудников работой?
Конечно, сказывается небольшой объем эфира. Осенью, когда пришлось приостановить выход двух программ, нам удалось перераспределить большинство сотрудников по другим проектам. И в результате избежали массовых сокращений. Это я бы отнесла как раз к плюсам. Есть и еще плюсы. Корреспондент может сам выбрать себе нагрузку. Соответственно, от этого будет зависеть и его зарплата. Кто много работает, тот не жалуется на свою зарплату. Кроме того, у начинающего журналиста есть возможность попробовать себя и в печатных СМИ и в электронных. Пока они пробуют, я присматриваюсь и уже предлагаю работать там, где человек себя проявляет с лучшей стороны. Ну а минус, безусловно, в том, что корреспонденту сложно работать одновременно в разноплановых проектах. Ведь элементарно стиль текста в новостях и утреннем телешоу сильно отличается. Невозможно быть асом во всем. Но здесь меня выручают мои выпускающие редакторы. Именно они должны поправить правильно.

Каким образом вы взаимодействуете с подчиненными и начальством?
Я взаимодействую, в основном, с выпускающими редакторами. Они со мной обсуждают темы программ, подачу и так далее. Перед записью ведущего обязательно просматриваю его текст. Так как новости выходят не в прямом эфире, я их обязательно отсматриваю в готовом виде, делаю замечания. Правда, конфликтные и проблемные сюжеты я вычитываю сама. «Доброе утро» смотрю по утрам, когда собираюсь на работу. Свою порцию похвалы и замечаний «утренники» тоже получают. Ну и без регулярных «летучек» никуда.

Как выстроены в вашей компании взаимоотношения редакции и коммерческой дирекции? Кто придумывает нестандартные предложения рекламодателям?
Я уже говорила, что мы полностью коммерческая структура. И созданы для того, чтобы зарабатывать деньги. Поэтому отдел продаж, с позиции руководства, первичен. Хотя мы научились взаимодействовать. Менеджеры стали понимать, кого из рекламодателей стоит приглашать гостем в студию, иными словами. Кто будет интересен нашей аудитории, а кто нет. По-хорошему для «придумывания нестандартных предложений» должен быть продюсер. У нас нет такой должности. Устраиваем мозговой штурм.

Случается, что переделываете сами материалы корреспондентов?
Раньше, если меня не устраивал текст, я сама переделывала его. Позже пришла к выводу, что корреспонденты так не учатся писать. Теперь (конечно если позволяет время) я корреспонденту делаю замечания (выделяю их курсивом) по композиции, по строению предложений, фраз, и отправляю переделывать. Так получается продуктивнее. У нас есть очень хорошая традиция, мы регулярно (один раз в несколько месяцев) проводим обучающие семинары. С выпускающими редакторами планируем темы, готовимся и выступаем перед корреспондентами. Иногда готовят материалы на семинар и корреспонденты. Подробно разбираем сюжеты, обсуждаем как можно было избежать ошибок и сделать лучше.

Какие личностные качества помогают вам в работе, а какие мешают?
Мне мама с детства внушала, что я не такая, как все, что я не имею права делать что-то плохо. Она всегда вселяла в меня уверенность, у меня должен быть лучший реферат в классе, высшая оценка за контрольную и так далее. В результате, мне приходилось зубрить, сидеть до ночи, заниматься танцами и английским. В детстве меня все это тяготило, я завидовала подругам, которым с легкостью разрешали бросить музыкальную школу, отпускали гулять. Сейчас я понимаю, что именно тогда я научилась нескучно жить. Кроме того, появилась хорошая привычка делать все качественно. Это помогает работать на телевидении. Однако во мне мало жесткости. А без нее сложно руководить творческим коллективом.

Редакторская работа на телевидении — конвейер. Как научиться быстро и верно принимать решение?
Главное не бояться. Быть уверенным в своих действиях.

Случались ли сбои, казусы?
Кроме ошибок сложно что-то вспомнить. Просто ошибки сложно назвать казусами. Я каждый раз очень переживаю, стараюсь понять, почему это случилось. Примерно через год работы в медиа-группе я поняла, что нельзя обойтись без «кнута и пряника» и ввела систему штрафов и поощрений в виде премий. Сначала сотрудники возмущались, а потом привыкли. И так как быть оштрафованным никто не хочет, все более ответственно подходят к работе. Гораздо приятнее получать премии! Каждый месяц лучший корреспондент, монтажер, оператор получает денежное вознаграждение.

За что награждаете и как ведете подсчет бонусов?
Каждый месяц премию получает два корреспондента, один оператор и один монтажер. Корреспондент отмечается за самый интересный сюжет, за самого необычного героя, иногда за самый большой объем работы. Оператор, как правило, за лучшую съемку для сюжета «Без комментариев». Монтажер обычно получает премию за какой-то отдельный проект или цикл сюжетов. Это мы определяем с выпускающими редакторами.

Без чего редактор ТВ-программ не может обойтись? Телефон, блокнот, ручка, корвалол?
Без своей команды...

По каким принципам вы набираете команду?
У нас молодой талантливый коллектив. Изначально ставка сделана на молодых. Как показала практика, проще взять студента и научить — он будет работать с большим желанием, воодушевлением. Мы пробовали приглашать опытных журналистов. Во-первых, их амбициозность сразу напрягала костяк начинающих корреспондентов. Были конфликты. Во-вторых, часто специалист, который работал в других телекомпаниях, пытался использовать у нас свой прошлый опыт. Но везде своя специфика. Не все могут перестроиться. Отмечу, что у меня работает много моих студентов. На зимней сессии подходит ко мне одна моя студентка и говорит: «Я хочу делать свою программу, я подготовила проект, посмотрите». Знаю, что девчонка совсем молодая, опыта на ТВ никакого, какая своя программа? И я предложила попробовать для начала поработать в новостях. Сейчас она снимает достаточно удачные сюжеты. На зачете в летнюю сессию спрашиваю у нее: «Ну как? Готова снимать свою программу?». «Конечно, нет. Мне еще учиться и учиться. Но телевидение — это супер. О такой драйвовой работе я всегда мечтала. Но когда-нибудь я обязательно буду делать свой проект!» — ответила она. Не исключено, что ее проект будет на нашем канале.