Новая телепрограмма начинается с редактора. Он должен придумать тему, найти материал, решить, под каким «соусом» подать его зрителю. Но такая творческая свобода предполагает и огромную ответственность. О том, каково это заведовать телекухней все успевать, умело руководить процессами подготовки эфира и при этом не сойти с ума, Людмила БЕРСЕНЕВА, редактор телевизионных программ медиа-группы «Знак» (Магнитогорск) рассказала Алине Порошиной.
Какова, на Ваш взгляд, миссия редактора телевизионных программ?
Я работаю на коммерческом телевидении, поэтому с первых дней работы в этой компании передо мной поставили задачу: делать такие программы, чтобы они были суперинтересными не только для зрителей, но и для рекламодателей. Хотя по сути, это взаимосвязано друг с другом. Если программа нравится зрителям, у нее высокий рейтинг, значит, рекламодателя такая программа будет привлекать. Кроме того, развлекательный формат канала ТНТ тоже обязывает создавать на местном уровне оригинальные и интересные проекты. Иначе мы потеряем своего зрителя, чего не можем себе позволить.
Эта профессия скорее творческая или организаторская?
Организаторская и творческая одновременно. Хотя в большей степени, конечно, организаторская.
Существуют ли «золотые правила» редактора?
Ну «золотые» это громко сказано... У меня есть несколько правил. Первое: никогда не бояться отступать от правил. Этому, кстати, я учу и своих подчиненных и студентов, которым преподаю журналистское мастерство. Существуют каноны тележурналистики, но порой вполне оправданно отступать от них. К примеру, в телевизионном сюжете синхрон не может быть более
Как бы ни был хорош ведущий, но если плохо сработал оператор, монтаж неудачен и нет интересной информации от корреспондентов программа обречена на провал. Редакторы связывают действия телевизионной команды и приводят систему в движение. Как вам это удается?
Вот поэтому я и считаю что в большей степени работа редактора организаторская. Творчество и так хлещет из каждого работника, успевай только его направлять в нужное русло. Я всегда прислушиваюсь к мнению и идеям сотрудников. Стараюсь не бить по рукам, когда они пробуют
Кто находится у вас в подчинении и кто стоит над вами?
Здесь логичнее было бы поговорить о нашей структуре. В медиа-группу «Знак» входит два телеканала ТНТ и ТВ3, две радиостанции «Ретро» и «Шансон» и развлекательный глянцевый журнал «На все сто!». На ТНТ до кризисных времен выходило четыре проекта собственного производства: развлекательное телешоу «Доброе утро, город!» (ежедневно с 7 до 9 утра, прямой эфир), информационная программа (новости) «Город» (три выпуска в день), автомобильная программа «Акселератор» (еженедельная программа) и программа сетевого формата «Магнитогорск: инструкция по применению». Когда грянул кризис, нам пришлось приостановить выпуск «Акселератора» и «Инструкции». На ТВ3 собственные проекты пока не выходят, но в задумках есть. Творческая группа, а именно журналисты, корреспонденты, работают на всех носителях. Например, ведущий шоу «Доброе утро, город!» работает параллельно на радиостанции «Ретро» и ведет постоянную рубрику в журнале «На все, сто!». Так вот, я руковожу всем творческим процессом в медиа-группе, а мой непосредственный руководитель директор медиа-группы «Знак».
В чем плюсы и минусы такой многостаночности? Или она связана с тем, что
Конечно, сказывается небольшой объем эфира. Осенью, когда пришлось приостановить выход двух программ, нам удалось перераспределить большинство сотрудников по другим проектам. И в результате избежали массовых сокращений. Это я бы отнесла как раз к плюсам. Есть и еще плюсы. Корреспондент может сам выбрать себе нагрузку. Соответственно, от этого будет зависеть и его зарплата. Кто много работает, тот не жалуется на свою зарплату. Кроме того, у начинающего журналиста есть возможность попробовать себя и в печатных СМИ и в электронных. Пока они пробуют, я присматриваюсь и уже предлагаю работать там, где человек себя проявляет с лучшей стороны. Ну а минус, безусловно, в том, что корреспонденту сложно работать одновременно в разноплановых проектах. Ведь элементарно стиль текста в новостях и утреннем телешоу сильно отличается. Невозможно быть асом во всем. Но здесь меня выручают мои выпускающие редакторы. Именно они должны поправить правильно.
Каким образом вы взаимодействуете с подчиненными и начальством?
Я взаимодействую, в основном, с выпускающими редакторами. Они со мной обсуждают темы программ, подачу и так далее. Перед записью ведущего обязательно просматриваю его текст. Так как новости выходят не в прямом эфире, я их обязательно отсматриваю в готовом виде, делаю замечания. Правда, конфликтные и проблемные сюжеты я вычитываю сама. «Доброе утро» смотрю по утрам, когда собираюсь на работу. Свою порцию похвалы и замечаний «утренники» тоже получают. Ну и без регулярных «летучек» никуда.
Как выстроены в вашей компании взаимоотношения редакции и коммерческой дирекции? Кто придумывает нестандартные предложения рекламодателям?
Я уже говорила, что мы полностью коммерческая структура. И созданы для того, чтобы зарабатывать деньги. Поэтому отдел продаж, с позиции руководства, первичен. Хотя мы научились взаимодействовать. Менеджеры стали понимать, кого из рекламодателей стоит приглашать гостем в студию, иными словами. Кто будет интересен нашей аудитории, а кто нет.
Случается, что переделываете сами материалы корреспондентов?
Раньше, если меня не устраивал текст, я сама переделывала его. Позже пришла к выводу, что корреспонденты так не учатся писать. Теперь (конечно если позволяет время) я корреспонденту делаю замечания (выделяю их курсивом) по композиции, по строению предложений, фраз, и отправляю переделывать. Так получается продуктивнее. У нас есть очень хорошая традиция, мы регулярно (один раз в несколько месяцев) проводим обучающие семинары. С выпускающими редакторами планируем темы, готовимся и выступаем перед корреспондентами. Иногда готовят материалы на семинар и корреспонденты. Подробно разбираем сюжеты, обсуждаем как можно было избежать ошибок и сделать лучше.
Какие личностные качества помогают вам в работе, а какие мешают?
Мне мама с детства внушала, что я не такая, как все, что я не имею права делать
Редакторская работа на телевидении конвейер. Как научиться быстро и верно принимать решение?
Главное не бояться. Быть уверенным в своих действиях.
Случались ли сбои, казусы?
Кроме ошибок сложно
За что награждаете и как ведете подсчет бонусов?
Каждый месяц премию получает два корреспондента, один оператор и один монтажер. Корреспондент отмечается за самый интересный сюжет, за самого необычного героя, иногда за самый большой объем работы. Оператор, как правило, за лучшую съемку для сюжета «Без комментариев». Монтажер обычно получает премию
Без чего редактор
Без своей команды...
По каким принципам вы набираете команду?
У нас молодой талантливый коллектив. Изначально ставка сделана на молодых. Как показала практика, проще взять студента и научить он будет работать с большим желанием, воодушевлением. Мы пробовали приглашать опытных журналистов.