В конце прошлой недели в Алматы состоялся семинар для работников СМИ под названием “Как заработать в Интернете”, в ходе которого эксперты призывали “сесть на уходящий поезд”, иначе завтра будет поздно. Хоть денег в Казнете пока очень мало, но аудитория постепенно туда перетекает. И уже очень скоро не будет ни газет, ни журналов - только Интернет, предупреждают они. Семинар проходил при поддержке Министерства связи и информации, которому подчиняется АО “Казконтент”, активно призывающее СМИ открывать и - что не менее важно - развивать свои представительства в сети.
Эксперт по новым медиа организации Internews Network Олег Галяутдинов рассказал, что с появлением примерно год назад соответствующих программ пользователи начали активно формировать свои выпуски новостей - выбирая из тех сообщений, что предлагают СМИ, лишь те, которые им интересны. Радиослушатели также получили возможность, по словам г-на ГАЛЯУТДИНОВА, “формировать свои плей-листы из тех песен, которые звучат на разных радиостанциях, и затем прослушивать их в любом удобном для себя месте, в любом удобном формате, независимо от того, где эта песня в данный момент звучит”. Аналогичные программы существуют и для ТВ.
Появление подобных услуг, по мнению эксперта, поставило точку в вопросе о революции в СМИ. Она произошла. И теперь мы движемся к “новостям по требованию”, к “телевидению по требованию” - пользователь сам формирует интересную для него картину дня. Отметив эту тенденцию, Internews Network начала проект по развитию новых медиа в Центральной Азии, в нем приняли участие 12 СМИ из Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Их руководители, отмечает спикер, понимали, куда нужно двигаться, но не знали, как. Представители общественной организации помогли им в построении новых бизнес-процессов, а в некоторых случаях - и в преодолении сопротивления коллектива. Стояла задача сформировать так называемые конвергентные редакции, наладить распространение информации через различные устройства и каналы.
Эксперт подчеркивает, что аудитория в Интернете сильно отличается от читателей и зрителей, с которыми мы привыкли работать. Пользователи Интернета хотят видеть лишь ту информацию, которая их интересует. Кроме того, при работе в виртуале необходимо очень серьезно подойти к построению обратной связи - это могут быть комментарии, возможность разместить собственную новость и так далее. Также важно сформировать сообщество вокруг СМИ. Подразумеваются не только группы по интересам в социальных сетях, но и сообщество читателей в более широком смысле. Это люди, которые будут распространять информацию по своим каналам - среди тех, кто близок им по интересам, по решению некой общей проблемы. А также члены сообщества могут стать так называемыми гражданскими журналистами - читателями, присылающими на сайт свои новости. По словам экспертов, материалы, размещаемые пользователями, пользуются очень хорошим спросом.
Под Интернетом сегодня понимаются не только сайты для PC, отмечают спикеры, но и, к примеру, газеты на планшетном устройстве, новости для мобильных телефонов.
Представитель Internews привел пример сотрудничества с казахстанской региональной газетой “Уральская неделя”. При помощи консультантов общественной организации СМИ обновило свой сайт и наладило новый режим работы. Говоря об успехах “Уральской недели”, г-н Галяутдинов подчеркнул, что уже в течение первой недели сайт достиг 600 просмотров в день, через три недели количество просмотров увеличилось до нескольких тысяч, читатели оставляют примерно по 300 комментариев в день, ежедневно публикуются 7-10 народных новостей. С этим багажом “Уральская неделя” уже смело идет к рекламодателю, говорит г-н Галяутдинов. (Вряд ли успех данного проекта зависел только от нового сайта и построения отношений с интернет-пользователями, как это пытался представить эксперт. Не стоит забывать, что “Уральская неделя” - и ее бумажная версия, и старый, далекий от совершенства, сайт - давно является одним из наиболее популярных СМИ Западно-Казахстанской области. - А.Д.)
Спикер рассказал о том, как изменилась работа редакции. Если раньше материалы, опубликованные в газете, размещались на сайте, то теперь статьи в Интернете выкладываются ежедневно, дополняются, а порой и редактируются по мере поступления информации (в том числе присылаемой читателями). А в бумажную версию попадают лучшие из опубликованных в сети текстов.
Следующий спикер Дмитрий Зимин, в свое время основатель форума “Центр тяжести”, ныне один из руководителей проекта “Все вместе”, рассказал о том, как перемещаются в Интернет глянцевые издания. Г-н Зимин озвучил прогноз, согласно которому ориентировочно к 2012 году в Казахстане не останется бумажной прессы. Впрочем пока, отметил он, в Казнете денег немного, с рекламными бюджетами печатных СМИ не сравнить, да и удачных интернет-проектов единицы. Тем не менее перемещение массмедиа в Сеть неизбежно, убежден один из старожилов Казнета. Традиционные СМИ, развивает свою мысль г-н ЗИМИН, проигрывают новым медиа во всем: в оперативности, в умении удержать интерес аудитории, в подаче материала.
По словам эксперта, до недавнего времени глянец, несмотря на бурное развитие интернет-СМИ, чувствовал себя неплохо. Объемы продаж у журналов падали, но гораздо меньшими темпами, чем у газет. Однако широкое распространение планшетных устройств в последние полтора года в корне изменило ситуацию.
Эксперт наглядно продемонстрировал, насколько интересней читается автомобильный журнал с “айпада”. Страницы выглядят так же, как журнальные, однако “кликнув” на некоторые картинки, читатель может, к примеру, увидеть объемную картинку салона автомобиля, услышать звук мотора понравившейся модели или просмотреть видео с испытаниями авто. “Практически все приложения, позволяющие делать журналы для планшетов, появились в течение последнего года”, - сообщил г-н Зимин. По его информации, аудитория виртуального российского “Космополитена” уже сопоставима с числом читателей бумажной версии журнала. Программа, позволяющая делать айпад-приложения, по словам спикера, стоит от $5 тыс. Если это кажется дорогим, то начать можно с самого простого - выкладывать в Интернет PDF-версию своего издания, говорит спикер, это практически бесплатно, ведь печатные СМИ, как правило, верстаются в PDF.
Представитель изданий “Крыша” и “Колеса” Николай Бабешкин поделился со слушателями семинара, пожалуй, сенсационной новостью. Есть, оказывается, в Казахстане интернет-СМИ, зарабатывающие больше, чем их бумажные версии. Это сайты “Крыши” и “Колес”, которые в прошлом месяце принесли своим учредителям больше денег, чем газеты. Конечно, издания с объявлениями - довольно специфичные СМИ. Тем не менее прецедент есть. Кроме того, г-н БАБЕШКИН уточнил, что затраты на интернет-версии намного ниже, чем на производство газет. Сайтом занимаются 20 человек, а печатными изданиями - 180. При этом тираж “Колес” составляет 27 тыс. экземпляров, газета выходит раз в неделю, а сайт ежедневно посещают 200 тыс. оригинальных пользователей, размещается до 10 тыс. объявлений и около 25 тыс. комментариев. Цифры говорят сами за себя. Так что в Казнете деньги все-таки есть, резюмировал он.
Амина ДЖАЛИЛОВА
Источник: Панорама