Internews Kazakhstan

Кыргызстан: Мобильные телефоны: Благо или бич для новостной журналистики?

Cоздан:   вт, 02/08/2011 - 10:26
Категория:
Тэги:

Будущее новостной журналистики в Кыргызстане находится сегодня на перепутье. Фактором, который определит направление ее дальнейшего движения, станет растущая армия пользователей мобильных телефонов.

Заседание "круглого стола", состоявшееся этой весной в Американском университете в Центральной Азии (АУЦА) в Бишкеке, со всей очевидностью показало, что в этом молодом государстве с населением в пять с половиной миллионов человек сформировался новый социальный ландшафт, совершенно неизведанная территория, на которой обитают 4,4 млн. абонентов мобильной связи. Распространение мобильной связи в этой стране, по данным Международного телекоммуникационного союза ООН, "стремится к 100 процентам". В республике также резко выросло количество пользователей сети Интернет с 750 тысяч по состоянию на 2009 год до нынешних 2,1 млн. человек.

Произошедшая революция в сфере телекоммуникаций и ее связь с освещением происходящих событий заставляет задаться одним простым вопросом: а что понятие "новости" означает в Кыргызстане – стране, где журналистика только-только становится на ноги, а сбор и распространение информации по-прежнему подвержены коррупции, вмешательству со стороны властей и повсеместной цензуре?

Согласно данным исследования OpenNet Initiative – партнерского проекта Гарвардского университета и двух канадских институтов – в 2010 году около 21 процента жителей Кыргызстана использовали мобильные телефоны для доступа в Интернет. Как и следовало ожидать, в стране, 15 процентов населения которой составляют дети и подростки в возрасте 15 лет и младше, три четверти пользователей Сети – это люди в возрасте до 30 лет, отмечают специалисты проекта.

Без сомнения, пройдет немного времени, и еще больше кыргызских абонентов станут выходить в Сеть с помощью мобильных телефонов. Компьютеры дороги, а мобильные телефоны доступны. По данным исследования ООН о готовности стран к электронному правительству за 2008 год, персональные компьютеры имеют менее 2 процентов жителей Кыргызстана.

Меня же лично занимает вопрос, каковы могут быть непреднамеренные последствия означенного явления, когда столько граждан республики используют мобильные телефоны для получения информации о том, что происходит в их собственной стране, узнавая о событиях, по большей части не попадающих в поле зрения мирового журналистского сообщества? Я опасаюсь, что без базового набора принципов сбора информации все это может привести к тому, что рядовые граждане станут просто бродить по Сети, а Кыргызстан превратится в своего рода общество "узконаправленной, нишевой информации", потребляющее те сведения, которые в данный момент пропагандируются на Yahoo.

Ну и что из этого, скажете вы. Этим занимаются люди во всем мире. Конечно, меньший по размеру экран мобильного телефона может затруднить просмотр сложной по форме информации, но в итоге правда все равно выйдет наружу. Вполне возможно. Как отмечается в выводах специальной государственной комиссии Кыргызстана, во время июньских массовых столкновений на национальной почве 2010 года между кыргызами и узбеками именно пользователи мобильных телефонов сыграли одну из ключевых ролей в распространении – с беспрецедентной скоростью – слухов и провоцирующей насилие дезинформации.

Как с очевидностью показало организованное АУЦА заседание "круглого стола", кыргызские журналисты испытывают определенную обеспокоенность в связи с направлением, в котором движется их профессия.

"Конечно, у журналистики есть будущее, – отметил корреспондент Русской службы "Би-би-си" Айзатбек Бешов. – Но мы должны спросить себя, какое это будущее? Журналисты здесь необъективны. В большинстве случаев журналисты занимают чью-то сторону" почти по всем вопросам.

"Что важнее, политика или развлечение? – задал он вопрос участникам заседания. – Между этими двумя категориями должна быть проведена четкая информационная грань".

Но сегодня в Кыргызстане, как и в Соединенных Штатах и любой другой стране мира, эта грань остается размытой.

Сегодня новости в Кыргызстане зачастую соединяют в себе журналистику и пиар. Самоуверенные высказывания в социальных сетях слишком часто переплетаются с фактами, инсинуациями и сплетнями, выдаваемыми за подлинные события. Непроверенные политические спекуляции смешиваются с политическими амбициями отдельных личностей и партийной политикой.

На взгляд завкафедры журналистики и массовых коммуникаций АУЦА Гульнуры Торалиевой, русскоязычная "кыргызская журналистика носит по большей части новостной характер. Однако качество ее не всегда находится на должном уровне. Большинство сообщений пишутся на основании пресс-релизов. Большей части новостей не хватает опоры на множественные источники". Помимо всего прочего, не хватает и оригинальной журналистики, отмечает Гульнура Торалиева в интервью по электронной почте. При подготовке репортажей журналисты опираются на такие представленные в Сети кыргызские информационные агентства, как 24.kg и Akipress.kg, которые "никогда не проводят собственных расследований, – отмечает она. – Их главной задачей является освещение пресс-конференций и других плановых мероприятий".

Кыргызские журналисты сообщают о событиях после того, как те произошли, практически не занимаются журналистскими расследованиями и не выполняют присущей СМИ контролирующей функции в обществе, идущей рука об руку с подготовкой настоящих, серьезных репортажей, подчеркивает она. Главными темами для кыргызскоязычных изданий являются "сенсации, секс и жизнь знаменитостей", добавляет журналист. "Некоторые из них нет дела до этики и даже законов о СМИ. Единственная их забота – выдать сенсацию".

Для граждан устоявшихся демократий в этом, возможно, и нет ничего особенно тревожного. Журналистика, в конце концов, это не новости. "Журналистика – это просто система, созданная обществом, для сообщения" о происходящих событиях, пишут в своей ставшей уже классической книге "Основы журналистики" Билл Ковач (Bill Kovach) и Том Розенштиль (Tom Rosenstiel). "Вот почему нам небезразлично, какие новости и какую журналистику мы получаем: они влияют на качество нашей жизни, наших мыслей и нашей культуры", – добавляют при этом они.

Информация, получаемая по Интернету с помощью компьютера, зачастую сильно отличается от новостей, получаемых при помощи мобильного телефона. Они могут сильно различаться по длине сюжета, его информативности, не говоря уже об авторе, и различие это может быть весьма и весьма существенным.

Не будет ли затруднительно пользователю, никогда не знавшему, что такое свободная пресса, понять суть новостей, приходящих на крошечный экран мобильного телефона? Или технология все же не играет здесь никакой роли?

Не будет ли сложно гражданам Кыргызстана, воспитанным на местной, довольно сомнительной версии журналистики, разобраться, что есть политическая пропаганда, фактическая информация или последнее сетевое сообщение от Эштона Катчера (Ashton Kutcher), насчитывающего 6,7 млн. последователей в социальной сети Twitter, и дать всему этому оценку?

"Интернет и распространение технологии мобильной связи в Кыргызстане изменит темпы распространения и получения информации, – говорит директор бишкекского офиса аналитическо-консалтинговой фирмы Oxus Фаррел Стайерс (Farrell Styers). – Могут измениться и источники, из которых люди будут черпать информацию".

"Думаю, что дуга кыргызских новостных СМИ склоняется к хорошей журналистике, – добавляет он. – Технологии, как и Интернет, способствуют демократизации процесса распространения информации, но местных проблем со СМИ они не решат".

"Процессы на этой дуге могут начать протекать быстрее, но никто из нас пока не знает, насколько. Я думаю, что в долгосрочной перспективе ситуация должна измениться к лучшему, – резюмирует Стайерс. – А до той поры нас ждет еще не одно разочарование".

Фаррел Стайерс, как мне кажется, прав. Но что же это означает для Кыргызстана, которому информация нужна как воздух?

От редактора:
Тимоти Кенни, в прошлом редактор зарубежного отдела газеты, стипендиат программы Фулбрайт и руководитель некоммерческого фонда, является доцентом журналистики Университета Коннектикута и международным специалистом Института "Открытое Общество". Преподает на кафедре журналистики и массовых коммуникаций бишкекского Американского университета в Центральной Азии.

Источник: Еurasia.net