Internews Kazakhstan

Как я провела выходные…

Cоздан:   пн, 28/05/2007 - 18:30
Автор:   Ольга Каплина

Когда мы только планировали блоги на нашем корпоративном сайте, его creator Артем Тараканов, подтрунивая надо мной, именно так озаглавил, мою первую запись в блоге. Мы повесились по этому поводу, но теперь, заводя блог, я решила название оставить. Так как мои выходные на этой неделе имели непосредственное отношение к нашей работе. Вчера в Интерньюсе закончилась первая школа журналистики. Мне этот процесс был очень любопытен, поэтому я и с ребятами пообщалась, даже немного (как бы сказал Бевз, совсем немного) поработала, и по случаю записала мысли Дениса о телевидении, новостях и т.д. Со многими я согласна, другие меня просто заинтересовали, но в любом случае, когда собираются два телевизионщика, как бы они не уговаривали друг друга не говорить о работе, все равно все сведется к этому.

Итак, Денис Бевз работает на томской телекомпании «ТВ-2», был редактором новостей, работал в Интерньюсе в Казахстане несколько лет, проводил тренинги на большинстве независимых телекомпаний Центральной Азии, сейчас вместе с коллегами делает авторский проект «Экспедиция ТВ-2». Записано на диктофон и чуть-чуть сокращено.

О профессии

К сожалению, до конца так никому и не понятно, что должен уметь делать журналист. Если, к примеру, сапожник умеет делать сапоги, токарь умеет вытачивать болванки, водитель умеет водить машину, то, что должен уметь журналист? В принципе он должен писать нормальные тексты и говорить нормальным языком. Но, что такое нормальный язык, тоже не понятно. Если, к примеру, того же токаря можно отругать, за то, что он ошибся на несколько микрон, взять замерить штангенциркулем и дискуссия закончилась на этом. То журналисту очень сложно объяснить, что это плохой текст, и голос у него плохой и вообще ему надо заняться чем-нибудь другим. Потому что нет такого штангенциркуля, которым можно взять и замерить сюжет.

Железных правил никогда не существовало, потому что все-таки это творчество, люди могут ошибаться, могут творить, и так далее. Есть правило, что нельзя врать. Что, если это конфликтный сюжет, то там должны быть две стороны конфликта. Что пока суд не объявил человека преступником, любой человек имеет право высказать свое мнение. Что новости не должны быть скучными, что их должны смотреть, что делаются они, в первую очередь, для зрителя. И если делаются такие новости, у которых вообще нет ни одного зрителя, которому они могли бы быть интересными за исключением 2-3 человек в бизнесе или в администрации, то такие новости не нужны. Вообще нужно быть нормальным человеком по жизни, просто нормальным человеком.

О пресс-конференциях, заседания, совещаниях в новостях

Новости, хотим мы этого или нет, - это, прежде всего, бизнес. Если есть деньги, у тебя есть новости, если у тебя нет денег, значит, нет новостей и вообще ничего нет. Поэтому подходить с одной меркой ко всем и говорить, вот это хорошие новости, вот это плохие, это бессмысленно. Если денег мало, или жаба давит, неохота их тратить, то конечно надо снимать пресс-конференции, потому что это дешевле, потому что это позволяет держать в штате не очень высокооплачиваемых операторов, монтажеров и журналистов. Экономия на фонде заработной платы, экономия на съемочном времени, экономия на монтажном времени, экономия на всем. При этом ты будешь делать новости, у которых будет своя аудитория. Это работники администрации и люди, которые по той или иной причине подсели на этот сериал под названием политика. Это в принципе нормальная аудитория, которая будет давать определенные рейтинги, эта аудитория, которая будет давать определенный возможность для размещения рекламы.

Проблема в другом, нормальные журналисты, хорошие операторы, хорошие монтажеры, они в этих новостях задерживаться не будут. Эти новости, всегда будут иметь проблему с кадрами, с текучкой кадров. Человек, который умеет что-то делать, человек, у которого творческая фантазия, у которого нормально развитые интеллектуальные способности, он не задержится надолго в этих новостях. Он уйдет в другие, если он вообще найдет их где-нибудь.

О технологиях, качестве и будущем телевидения

Новости должны стать технологичными, иначе зритель уйдет. Хоть мы и говорим, что он в любом случае будет смотреть местные новости. Как правило, эффект один к двум. В два раза больше вероятности, что зритель будет смотреть на то, что происходит у него под окнами. Но, если это сделано некачественно с технологической точки зрения, он уйдет, потому что зритель избалован в первую очередь технологиями. Не содержанием. Потому что по содержанию, по тексту, по интеллектуальному развитию журналиста такого прогресса не произошло как в технологиях. Но сюжет, некачественно снятый, некачественно смонтированный, право на существование имеет все меньше и меньше. То есть люди понимаю, что такое хорошая колбаса, а что такое плохая колбаса. И если еще когда-то мы ели все, потому что нам деваться было некуда, то сейчас мы все разборчивее становимся.

Поэтому я думаю, что телевидение все больше и больше уходит в сторону технологий и от этого никуда не деться. То есть любая программа, без разницы, новости или нет, программа, которая хочет остаться на плаву она должна двигаться в эту сторону. Движение в эту сторону означает поиск новых денег. И если скажем лет 5 назад, я очень тяжело переживал появление каких-то платных рубрик, то сейчас я начинаю к этому относиться абсолютно нормально. Я просто считаю, что региональные новости пройти путь дробления. То есть что-то, наиболее дешевое должно остаться действительно независимым, а что-то нужно продавать, только честно продавать. Грубо говоря, если мы рекламируем какую-то фирму, мы и должны так и говорить. Я смотрю сюжеты о недвижимости, о машинах, о туризме в новостях и смотрю тоже самое в проданных программах. И вот в коммерческих программах я получаю гораздо больше информации и гораздо более объективную информацию. Потому, что в обычных новостях, это делает девочка стажерка, которой платят три копейки, которая должна сдавать сессию, помогать папе, маме и где-то еще работать, и она делает глупые, плохо отснятые материалы. А в проданной программе работает журналист, которому платят очень неплохие деньги, и он дает подробную информацию.

Мне кажется, новости, и это неизбежно, должны разделиться. Зритель не будет в ближайшее время платить за информацию в новостях, не будет у нас платного новостийного телевидения. Бесплатное новостийное телевидение, может быть только максимально дешевым. Я думаю, что должно произойти сращение с Интернетом. Новости должны максимально уйти туда, часть их останется на телевидении, часть уйдет в Интернет. А платное, красивое, престижное телевидение будет продаваться.

Об усталости от новостей, и о том, что с этим делать

Это проблема любого человека, новости повторяются, новые события и явления появляются крайне редко. И здесь два варианта. Первый – это зашаблонивание. То есть человек понимает, что для него главное в жизни семья, дети, еще что-то. Он вырабатывает в себе шаблон производства сюжетов и остается в новостях очень надолго. То есть и, как правило, на таких людей все смотрят косо, молодежь посмеивается над ними, но в другом состоянии в новостях невозможно выжить. И второй вариант это куда-то двигаться, что-то пробовать, к чему лежит душа. Чаще всего люди просто уходят с телевидения, в бизнес, в политику, куда угодно.

Мне просто повезло, мне телекомпания дала возможность заниматься творческими, авторскими проектами. Пройдя по всему кругу, я для себя сделал один только вывод, что единственная тема, которая не циклична в нашей жизни, это сам человек, его чувства, переживания, его мысли. То есть паводок у нас будет каждую весну, политические кризисы будут происходить тоже регулярно, но каждый человек индивидуален. И эта тема неисчерпаема, эта тема интересна для съемок. У меня есть возможность этим заниматься, может быть, кто-то другой найдет что-то свое. Я, например, большое удовольствие получаю, когда работаю оператором. Когда очень сильно устаю, я беру камеру и вижу хорошую картинку, я отдыхаю.

О первой Школе Журналистики

Я считаю, что форма Школы журналистики, из всех форм, которые используют Интерньюс, наиболее важна. Участникам первой школы, было тяжело… Тяжело, видимо по тому, что наша работа очень сильно отличалась от того, что они делают у себя. Мы сталкивались с такими проблемами, когда-то на заре телевидения, и спустя 10 лет вновь к ним вернулись. Люди не знают, что надо искать темы, что надо готовиться к съемкам, что журналист должен общаться с операторами. Почему? Потому что большинство заявок приходит из пиар-агентств, из пресс-служб. А когда тебе все принесли, тогда ничего не надо искать. Люди не знают, как писать тексты под видео. Почему? Потому что, как правило, это пресс-релиз переложенный. Журналисты не знают, как общаться с оператором. Почему? Потому что с пресс-конференции все равно возьмешь видео столько сколько возьмешь. Я не говорю, что есть телекомпании, где все так плохо, я утрирую, я несколько гиперболизирую. Но на самом деле эти маленькие ступоры они есть. На самом деле официозные новости, это нормально для зрителя, если он есть, нормально для директора, нормально для журналиста, ненормально для творческого человека в новостях. Для творческого человека, который хочет жить, искать и куда-то стремиться, это не нормально.

И мы эти моменты преодолели, не все, но большинство из участников. Вообще, я считаю, что не сложно вылизать и сделать один сюжет за неделю. А вот 10 раз ошибиться, 10 раз все это переделать. Пусть за время школы они сделали сюжеты, которые не так хороши, как им бы хотелось. Но это то, что отложится в памяти, это то, что останется. И самое главное, что дает школа журналистики – это сообщество людей в разных городах, которым есть чем поделиться друг с другом, которым иногда бывает стыдно сделать что-то непрофессионально, потому что они знают, что их друзья будут это оценивать. Школа создает нормальное профессиональное сообщество, нормальных профессиональных людей, которых связывают не банкеты, где они подъедаются, а совместный труд, ошибки какие-то, трудности. Они это пережили и это у них останется.

 

Спасиба, да!

Эй, слющай, спасиба,да!
Это я чет начитался про приезд Николаева и само вырвалось:) Маладца ты, Леля, что записала мудрого Бевза на диктофон, а потом еще и распечатало все это.
Думы задумываются. куда идтить- в шаблоны, или в даль светлую.