Internews Kazakhstan

Комментарий к Закону РК N 31-III ЗРК "О противодействии экстремизму" от 18 февраля 2005 г.

Cоздан:   вт, 23/01/2007 - 16:39
Категория:

18 февраля 2005 года Президентом РК был подписан Закон «О противодействии экстремизму» («Казахстанская правда», 26 февраля 2005 года). Данный закон дает понятие экстремизма, определяет его признаки и цели, полномочия государственных органов, в частности, по профилактике, выявлению и пресечению экстремизма (в том числе в отношении деятельности средств массовой информации), порядок признания организации экстремистской, определяет ответственность за осуществление экстремизма.

Определение «экстремизма», которое дается в п. 5) статьи 1 Закона «О противодействии экстремизму» (далее по тексту именуемый «Закон»), следующее:

«Экстремизм – организация и (или) совершение:
физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими;
физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий, преследующих следующие экстремистские цели:
насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, создание, руководство и участие в незаконном военизированном формировании, организация вооруженного мятежа и участия в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм);
разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (национальный экстремизм);
разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм)».

Из определения, данного Законом, выделяется несколько признаков.

Во-первых, экстремизм осуществляется физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц.

Во-вторых, экстремизмом является организация и (или) совершение: 1) действий от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими и 2) действий, преследующих экстремистские цели. То есть, под экстремизмом понимается как непосредственное совершение определенных действий, так и организация таких действий вне зависимости от факта их последующего совершения.

В-третьих, сами действия должны представлять собой действия от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими и действия, преследующие экстремистские цели.

Через понятие экстремистских целей, которое также дается Законом, экстремизм разделяется на три вида: политический, национальный и религиозный. Итак, целями экстремизма, согласно п. 5) ст. 1 Закона, являются:
насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, создание, руководство и участие в незаконном военизированном формировании, организация вооруженного мятежа и участия в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм);

разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (национальный экстремизм);

разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм).
Также Закон предусматривает понятие «экстремистских действий» - непосредственная реализация действий в экстремистских целях, включая публичные призывы к совершению таких действий, пропаганда, агитация и публичное демонстрирование символики экстремистских организаций.

Каким образом все это касается средств массовой информации?

Поскольку средства массовой информации являются источником распространения информации для неограниченного круга лиц, через них проходит большое количество материала, содержание которого различно. Законодатель допускает возможность распространения через средства массовой информации экстремистских материалов, под которыми согласно п. 7) ст. 1 Закона понимаются любые предназначенные для обнародования или распространения документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистских действий либо обосновывающие или оправдывающие необходимость их совершения.

В связи с этим, в целях профилактики экстремизма уполномоченный орган по средствам массовой информации в соответствии с п. 2) ст. 6 Закона проводит мониторинг продукции средств массовой информации на предмет недопущения в них пропаганды и оправдания экстремизма, соблюдения ими законодательства Республики Казахстан, а в отношении СМИ, выполняющих государственный заказ – обеспечивает освещение вопросов укрепления межнационального и межконфессионального согласия.

В целях выявления и пресечения экстремизма согласно п. 2 статьи 7 прокуроры при обнаружении фактов нарушений законодательства РК в области противодействия экстремизму физическими и юридическими лицами, их структурными подразделениями (филиалами и представительствами) или при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях, а также в случае распространения через средства массовой информации экстремистских материалов, которые могут причинить вред правам и свободам человека и гражданина, а также интересам юридических лиц, общества и государства, вносят акты прокурорского надзора (иначе говоря, выносят постановления, предписания, санкции и пр.) об устранении любых проявлений экстремизма, причин и условий, способствовавших его осуществлению, о восстановлении нарушенных прав, подают заявления в суд о приостановлении и запрещении деятельности организаций в случае осуществления ими экстремизма, а также осуществляют уголовное преследование в пределах, установленных законодательными актами РК.

Законом также предусматривается недопущение использования сетей и средств связи для осуществления экстремизма, издания и распространения экстремистских материалов. Так, согласно статье 12 Закона, на территории РК запрещаются использование сетей и средств связи для осуществления экстремизма, а также издание и распространение экстремистских материалов. Уполномоченные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе приостанавливать деятельность любых сетей и средств связи в случае использования таких сетей или средств связи для осуществления экстремизма. Однако, запрещение деятельности сетей и средств связи осуществляется судом в порядке, установленном законами РК.

Установление в информационных материалах наличия экстремистских целей также осуществляется судом на основании заявления прокурора.

Для установления судом наличия признаков религиозного экстремизма в информационных материалах Закон требует обязательного заключения судебной экспертизы. Что же касается материалов с признаками политического либо национального экстремизма – проведение обязательной судебной экспертизы для них не требуется, хотя, на наш взгляд проведение судебной экспертизы должно требоваться по всем материалам, в которых есть признаки любого вида экстремизма.

Деятельность собственника или распространителя средства массовой информации в случае осуществления ими экстремизма с использованием этого средства массовой информации, согласно статье 16 Закона, приостанавливается или запрещается судом.

В Законе есть момент, вызывающий недопонимание одного из терминов, которым он оперирует: дважды упоминается понятие «оправдание» в отношении экстремистских действий и экстремизма. Первый раз - в контексте пункта 7) статьи 1, где говорится, что «экстремистские материалы — любые предназначенные для обнародования или распространения документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистских действий либо обосновывающие или оправдывающие необходимость их совершения...». В данном случае понятно, что речь идет об оправдании именно необходимости совершения экстремистских действий. В другом же случае, а именно в контексте п. 2) статьи 6, где говорится, что уполномоченный орган по делам средств массовой информации проводит мониторинг продукции средств массовой информации на предмет недопущения в них пропаганды и оправдания экстремизма. Здесь не совсем ясно, что такое «оправдание экстремизма». Однако, мы склонны понимать данную норму аналогично п. 7) статьи 1, то есть как оправдание именно необходимости совершения экстремизма, поскольку законодательство не дает другого понятия «оправдания экстремизма». Таким образом, на наш взгляд, понятия «оправдание необходимости совершения экстремистских действий» и «оправдание экстремизма» - равнозначны, аналогичны. Свободной интерпретации понятия «оправдание экстремизма» быть не может.

Малиновская Ольга
Юрист "Интерньюс-Казахстан"