Шеф-редактор LB.ua называет репортаж королем жанров одним из самых сложных, ответственных и непростых в подготовке. В ответ на вопрос, кто из украинских журналистов, по ее мнению, пишет стоящие политические репортажи, отшучивается мол, читайте Гиляровского, его еще никто не превзошел. Однако сама Ксения Василенко, более известная публике под псевдонимом Соня Кошкина, несомненно, принадлежит к немногочисленной когорте отечественных журналистов, владеющих искусством репортажа. Ее зарисовки с партийных съездов или парламентских баталий зачастую дают намного более полное представление о случившемся, чем прямые трансляции этих событий. На встрече со студентами и гостями Школы журналистики Украинского католического университета во Львове она рассказала о том, почему с репортажем не все так просто, о том, как попасть туда, куда журналисту «не положено», как принести хороший текст из поездки в пуле, и предостерегла от наиболее распространенных ошибок.
Репортаж в украинской периодике не такое частое явление. Во-первых, его сложно и долго готовить, с ним в разы больше мороки, чем с копипейстом из интернета. Во-вторых, репортаж требует подвижности и больших энергозатрат, а также высокой квалификации журналиста. Обратите внимание на то, что за рубежом репортеры люди преимущественно немолодые. В Украине же это в основном ребята до тридцати пяти лет. Эта не очень хорошая тенденция обусловлена спецификой нашего рынка. Только у нас карьера начинается от старшего в курилке и заканчивается должностью главного редактора. Это налагает определенные условности на то, как журналист работает, в том числе и в жанре репортажа.
Самые распространенные ошибки новичков: они теряются перед чиновниками, слушают то, что им говорит пресс-служба, боятся охраны и пытаются дать официоз. У журналиста-репортера есть два врага. Первый охрана. Второй полудруг, полувраг пресс-служба. Во всем нормальном мире задача пресс-службы помочь журналисту получить информацию. Наша пресс-служба, особенно в регионах, занимается другими вещами. Ее задача максимально изолировать журналиста. Когда ты куда-нибудь приезжаешь, тебя встречает пресс-служба и говорит: «Значит, так: стоять, бояться и вообще никуда не ходить. Прийти на место за два часа до отправки. Лишних вопросов не задавать. Все вопросы согласуйте, вот вам бумажка, на которой написан вопрос. Ни в коем случае не выходите за красную линию». Поэтому мое золотое правило: от пресс-службы лучше держаться подальше, потому что толку от нее большого не будет. Папочки, которые она раздает на мероприятиях, можно сразу выбрасывать, самое ценное там блокнот и ручка. Ориентируйтесь на то, что информацию вы всегда добываете сами. Ваша задача попасть туда, куда «не положено». Не попали считайте, что сходили зря.
Говорящие головы всегда поймать можно. Задача репортера поймать «языка», чтобы не только взять комментарий, но и понять реальную картину событий. Когда ты подходишь к человеку со включенным диктофоном или блокнотом, он сразу настораживается. Поэтому, делая репортаж из Кабмина или Верховной Рады, я стараюсь просто разговаривать с людьми. Услышав что-то важное, я тут же это записываю. Нужен ли диктофон? Это спорный вопрос. Я считаю, что лучше подстраховаться делать пометки в блокноте и уточнять в диктофонной записи, если что-то недопонял или нужно, чтобы цитата была точной. Если писать все в диктофон и потом из этой записи расшифровывать материал, можно потратить много лишнего времени. В любом случае стоит научиться работать без диктофона.
Не бойтесь задавать неудобные вопросы. Это не страшно. Просто спрашивайте прямо, без подковырок. Вы должны думать о том, что вы спрашиваете, а не о том, как выглядите в тот момент, когда задаете вопрос. Не бойтесь чуть-чуть польстить человеку или показаться наивным. Потом это можно будет убрать из текста.
Не существует события, с которого нельзя написать хороший репортаж. Все зависит только от квалификации журналиста. Конечно, со спортивного съезда сделать репортаж проще, чем с нудного круглого стола. Очень тяжело делать репортажи из поездок. Как правило, журналист, который едет, например, в Запорожье на открытие интерната, ничего, кроме автобуса и интерната, не увидит. У него нет также уверенности в том, что он получит какую-либо важную информацию на месте. В поездках журналистов часто отсекают, и чем кондовее страна, тем строже. Например, если едете в Россию, то кроме подвала, где размещен пресс-центр, можете вообще ничего не увидеть. Выйти оттуда невозможно.
Надо всегда быть готовым к худшему. Готовиться заранее. Идя на мероприятие, нужно всегда понимать, кто там будет и что там может произойти. Теоретически заготовка текста должна быть написана еще до мероприятия, на которое журналист идет проверять и подтверждать имеющуюся информацию, а также для того, чтобы набрать картинок.
Собрать максимум информации о предмете материала главный инстинкт репортера. К каждому событию нужно готовиться, даже если тебе шестьдесят, и сорок пять из них ты в журналистике. Начинающий журналист, который, приходя в профессию, берет себе за правило готовиться к любому событию, о котором пишет, уже имеет фору. Если он пишет о политике, то должен знать политиков и понимать их взаимосвязи. Журналисту, который начинает разбираться в ситуации только на месте, грош цена.
Если вы ищете идеи для репортажа, бойтесь быть банальными. Енакиево это родина президента. Хорошо, но что еще? Разочарование простых людей? Герой, специально приехавший в Енакиево проголосовать, чтобы голос не достался Партии регионов? Играйте на контрастах. Дайте читателю то, чего он не ожидает получить. Простые люди вот ваши персонажи для репортажа. Через историю одного человека вы можете рассказать историю целого региона. И наиболее интересным будет тот, кто не стремится привлечь к себе внимание.
Нужно знать логистику помещения, в котором происходит мероприятие. Входы и выходы, пожарные лестницы, электрощитовые. Если репортеру нужно первое лицо, он не пойдет к парадному входу, потому что первые лица ездят задворками. Журналист должен быть неприметным это дает больше шансов пройти в зал, а не смотреть трансляцию, которую ему любезно предоставят. Охрану не нужно бояться, но и препираться с ней не стоит можно потерять драгоценное время.
Не поддаваться стадному чувству золотое правило человека, который хочет написать материал, от новости до аналитики или репортажа. Постоянный читатель всегда с легкостью определит текст Виталия Портникова, Татьяны Черновол или Вячеслава Пиховшека. Как это достигается? Самое главное источники и способ подачи информации. Мы предпочитаем одних авторов другим только потому, что их материалы основываются на уникальных источниках, которых нет у других. Профессиональный журналист годами нарабатывает базу источников. Что, впрочем, не значит, что новичок, входя в профессию, не может быстро достичь успеха. Может, если будет пахать. Все люди, с которыми вы знакомы ваши потенциальные информаторы. Есть, конечно, люди, которые попытаются вас использовать, что-то вам втюхать. Поэтому всю информацию нужно тщательно проверять, не доверяя никому на сто процентов. Да и в жизни не надо никому доверять, это надежнее.
Плохой текст отличается от хорошего тем, что «пережевывает» старые смыслы. Автор вследствие своей умственной работы, сопоставления фактов, общения с источниками и последующего анализа полученной от них информации должен вывести новые смыслы. Шаблоны не всегда неправильны, но журналист всегда будет интересен читателю своей точкой зрения или особенным углом подачи.
Журналист это, прежде всего, образованный и всесторонне развитый человек. Главная проблема молодого поколения в журналистике неграмотность и дефицит общего образования. Компенсировать этот дефицит можно только самостоятельно. Чтобы хорошо и внятно изложить материал, нужно много читать. Если ваш текст будет написан красивым языком, он будет легче читаться и запоминаться. Чтобы писать интересно и «вкусно», необходим широкий и глубокий словарный запас.
Без утери качества быть универсальным специалистом невозможно. Для того чтобы определиться со своей четкой специализацией, журналист должен перепробовать разное и найти то, что ему интересно. Специализации можно менять, но это требует времени и подготовки.
Эту профессию можно либо любить, либо стать как все.
Юлия Задорожная, Наталия Задорожная
Источник: «Редакторский портал»