Internews Kazakhstan

14 советов, как написать репортаж и не быть банальным

Cоздан:   вт, 06/11/2012 - 16:08
Категория:
Тэги:

Шеф-редактор LB.ua называет репортаж королем жанров – одним из самых сложных, ответственных и непростых в подготовке. В ответ на вопрос, кто из украинских журналистов, по ее мнению, пишет стоящие политические репортажи, отшучивается – мол, читайте Гиляровского, его еще никто не превзошел. Однако сама Ксения Василенко, более известная публике под псевдонимом Соня Кошкина, несомненно, принадлежит к немногочисленной когорте отечественных журналистов, владеющих искусством репортажа. Ее зарисовки с партийных съездов или парламентских баталий зачастую дают намного более полное представление о случившемся, чем прямые трансляции этих событий. На встрече со студентами и гостями Школы журналистики Украинского католического университета во Львове она рассказала о том, почему с репортажем не все так просто, о том, как попасть туда, куда журналисту «не положено», как принести хороший текст из поездки в пуле, и предостерегла от наиболее распространенных ошибок.

Репортаж в украинской периодике – не такое частое явление. Во-первых, его сложно и долго готовить, с ним в разы больше мороки, чем с копипейстом из интернета. Во-вторых, репортаж требует подвижности и больших энергозатрат, а также высокой квалификации журналиста. Обратите внимание на то, что за рубежом репортеры – люди преимущественно немолодые. В Украине же это в основном ребята до тридцати пяти лет. Эта не очень хорошая тенденция обусловлена спецификой нашего рынка. Только у нас карьера начинается от старшего в курилке и заканчивается должностью главного редактора. Это налагает определенные условности на то, как журналист работает, в том числе и в жанре репортажа.

Самые распространенные ошибки новичков: они теряются перед чиновниками, слушают то, что им говорит пресс-служба, боятся охраны и пытаются дать официоз. У журналиста-репортера есть два врага. Первый – охрана. Второй – полудруг, полувраг – пресс-служба. Во всем нормальном мире задача пресс-службы – помочь журналисту получить информацию. Наша пресс-служба, особенно в регионах, занимается другими вещами. Ее задача – максимально изолировать журналиста. Когда ты куда-нибудь приезжаешь, тебя встречает пресс-служба и говорит: «Значит, так: стоять, бояться и вообще никуда не ходить. Прийти на место за два часа до отправки. Лишних вопросов не задавать. Все вопросы согласуйте, вот вам бумажка, на которой написан вопрос. Ни в коем случае не выходите за красную линию». Поэтому мое золотое правило: от пресс-службы лучше держаться подальше, потому что толку от нее большого не будет. Папочки, которые она раздает на мероприятиях, можно сразу выбрасывать, самое ценное там – блокнот и ручка. Ориентируйтесь на то, что информацию вы всегда добываете сами. Ваша задача – попасть туда, куда «не положено». Не попали – считайте, что сходили зря.

Говорящие головы всегда поймать можно. Задача репортера – поймать «языка», чтобы не только взять комментарий, но и понять реальную картину событий. Когда ты подходишь к человеку со включенным диктофоном или блокнотом, он сразу настораживается. Поэтому, делая репортаж из Кабмина или Верховной Рады, я стараюсь просто разговаривать с людьми. Услышав что-то важное, я тут же это записываю. Нужен ли диктофон? Это спорный вопрос. Я считаю, что лучше подстраховаться – делать пометки в блокноте и уточнять в диктофонной записи, если что-то недопонял или нужно, чтобы цитата была точной. Если писать все в диктофон и потом из этой записи расшифровывать материал, можно потратить много лишнего времени. В любом случае стоит научиться работать без диктофона.

Не бойтесь задавать неудобные вопросы. Это не страшно. Просто спрашивайте прямо, без подковырок. Вы должны думать о том, что вы спрашиваете, а не о том, как выглядите в тот момент, когда задаете вопрос. Не бойтесь чуть-чуть польстить человеку или показаться наивным. Потом это можно будет убрать из текста.

Не существует события, с которого нельзя написать хороший репортаж. Все зависит только от квалификации журналиста. Конечно, со спортивного съезда сделать репортаж проще, чем с нудного круглого стола. Очень тяжело делать репортажи из поездок. Как правило, журналист, который едет, например, в Запорожье на открытие интерната, ничего, кроме автобуса и интерната, не увидит. У него нет также уверенности в том, что он получит какую-либо важную информацию на месте. В поездках журналистов часто отсекают, и чем кондовее страна, тем строже. Например, если едете в Россию, то кроме подвала, где размещен пресс-центр, можете вообще ничего не увидеть. Выйти оттуда невозможно.

Надо всегда быть готовым к худшему. Готовиться заранее. Идя на мероприятие, нужно всегда понимать, кто там будет и что там может произойти. Теоретически заготовка текста должна быть написана еще до мероприятия, на которое журналист идет проверять и подтверждать имеющуюся информацию, а также для того, чтобы набрать картинок.

Собрать максимум информации о предмете материала – главный инстинкт репортера. К каждому событию нужно готовиться, даже если тебе шестьдесят, и сорок пять из них ты в журналистике. Начинающий журналист, который, приходя в профессию, берет себе за правило готовиться к любому событию, о котором пишет, уже имеет фору. Если он пишет о политике, то должен знать политиков и понимать их взаимосвязи. Журналисту, который начинает разбираться в ситуации только на месте, грош цена.

Если вы ищете идеи для репортажа, бойтесь быть банальными. Енакиево – это родина президента. Хорошо, но что еще? Разочарование простых людей? Герой, специально приехавший в Енакиево проголосовать, чтобы голос не достался Партии регионов? Играйте на контрастах. Дайте читателю то, чего он не ожидает получить. Простые люди – вот ваши персонажи для репортажа. Через историю одного человека вы можете рассказать историю целого региона. И наиболее интересным будет тот, кто не стремится привлечь к себе внимание.

Нужно знать логистику помещения, в котором происходит мероприятие. Входы и выходы, пожарные лестницы, электрощитовые. Если репортеру нужно первое лицо, он не пойдет к парадному входу, потому что первые лица ездят задворками. Журналист должен быть неприметным – это дает больше шансов пройти в зал, а не смотреть трансляцию, которую ему любезно предоставят. Охрану не нужно бояться, но и препираться с ней не стоит – можно потерять драгоценное время.

Не поддаваться стадному чувству – золотое правило человека, который хочет написать материал, от новости до аналитики или репортажа. Постоянный читатель всегда с легкостью определит текст Виталия Портникова, Татьяны Черновол или Вячеслава Пиховшека. Как это достигается? Самое главное – источники и способ подачи информации. Мы предпочитаем одних авторов другим только потому, что их материалы основываются на уникальных источниках, которых нет у других. Профессиональный журналист годами нарабатывает базу источников. Что, впрочем, не значит, что новичок, входя в профессию, не может быстро достичь успеха. Может, если будет пахать. Все люди, с которыми вы знакомы – ваши потенциальные информаторы. Есть, конечно, люди, которые попытаются вас использовать, что-то вам втюхать. Поэтому всю информацию нужно тщательно проверять, не доверяя никому на сто процентов. Да и в жизни не надо никому доверять, это надежнее.

Плохой текст отличается от хорошего тем, что «пережевывает» старые смыслы. Автор вследствие своей умственной работы, сопоставления фактов, общения с источниками и последующего анализа полученной от них информации должен вывести новые смыслы. Шаблоны не всегда неправильны, но журналист всегда будет интересен читателю своей точкой зрения или особенным углом подачи.

Журналист – это, прежде всего, образованный и всесторонне развитый человек. Главная проблема молодого поколения в журналистике – неграмотность и дефицит общего образования. Компенсировать этот дефицит можно только самостоятельно. Чтобы хорошо и внятно изложить материал, нужно много читать. Если ваш текст будет написан красивым языком, он будет легче читаться и запоминаться. Чтобы писать интересно и «вкусно», необходим широкий и глубокий словарный запас.

Без утери качества быть универсальным специалистом невозможно. Для того чтобы определиться со своей четкой специализацией, журналист должен перепробовать разное и найти то, что ему интересно. Специализации можно менять, но это требует времени и подготовки.

Эту профессию можно либо любить, либо стать как все.

Юлия Задорожная, Наталия Задорожная

Источник: «Редакторский портал»

Koshkina.jpg