Законопроект О персональных данных только обсуждается в мажилисе, но уже известно, что за незаконное распространение этих самых персональных данных будут штрафовать.
Касаться закон будет всех жителей страны, и, конечно, необходим для регулирования потоков данных в наше время.
Но у журналистов он вызвал вполне обоснованную обеспокоенность. Кому, как не им ежедневно приходится предавать огласке те или иные данные, которые, судя по законопроекту, будут являться что ни на есть персональными.
Судите сами, в законопроекте четко определен перечень сведений, которые будут считаться таковыми:
Это фамилия, имя, отчество, национальность, пол, дата, место рождения, индивидуальный идентификационный номер, юридический адрес, место жительства, абонентский номер средства связи, номер документа, удостоверяющего личность, семейное и социальное положение, наличие движимого и недвижимого имущества, образование, профессия и биометрические данные.
Вполне понятны опасения журналистов, что закон О персональных данных вкупе с уже имеющимися законами О СМИ в последней редакции, О частной жизни и отсутствующим законом о доступе к информации (он в Казахстане пока так и не принят), урезает их в правах еще больше. Ведь любой чиновник, посчитав, упоминание только своей фамилии незаконным, может инициировать изматывающий судебный процесс.
Пользователь Lena так прокомментировала новость о штрафах за незаконное распространение персональных данных на нашем сайте:
Получается, если я порекомендовала знакомой ФИО человека, как потенциального работника и оставила его контакты, не спросив его разрешения, я уже подпадаю под статью? И даже в комментах в соцсетях упоминать незаконно?
И как быть с тем, кстати, что люди сами предоставляют информацию о себе в соцсетях в частности (т.е по своему желанию раскрывают свою личную тайну), как будет применяться закон при использовании такой информации?
И где тогда оказываются журналистские расследования, в том числе и коррупционных преступлений?
Медиаюрист и сотрудник юридического проекта Интерньюс-Казахстан Ольга Диденко поможет нам разобраться в новом законопроекте:
Законопроект «О персональных данных» косвенно будет касаться СМИ. С одной стороны, использование персональных данных в профессиональной деятельности журналиста, литературной или иной творческой деятельности возможно без согласия субъекта, которому принадлежат персональные данные. Это хорошо.
С другой стороны, на редакции СМИ будут возложены такие же обязательства по сбору, хранению, обеспечению доступа к персональным данным, как и на других держателей персональных данных. А это уже дополнительные расходы и время, в первую очередь, для самих редакций по обработке запросов, касающихся распространения персональных данных. Ну, и судебные перспективы возникают в связи с нарушением условий сбора, хранения и распространения персональных данных.
Кроме этого, на этапе обсуждения уже возникают предложения по организации уполномоченной государственной структуры, которая бы осуществляла контроль за реализацией этого закона. А это дополнительные правила, ответственность за нарушения и т.д. Кроме этого, большой вопрос, как этот закон будет исполнятся в интернете.
Ниже мы публикуем материал Ольги Диденко о законопроекте «О персональных данных» с пояснением основных пунктов документа. Материал был опубликован на сайте medialawca.org:
Законопроект восполняет значительный пробел, связанный с отсутствием в национальном законодательстве нормативного правового акта в области защиты персональных данных и операций с ними.
В законопроекте под персональными данными понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, идентифицирующие физическое лицо, а именно: фамилия, имя, отчество (при его наличии), национальность, пол, дата и место рождения, индивидуальный идентификационный номер, юридический адрес, место жительства, абонентский номер средства связи, номер документа, удостоверяющего его личность, семейное и социальное положение, наличие движимого и недвижимого имущества, образование, профессия и биометрические персональные данные. Что такоебиометрические персональные данные проектом закона тоже определено это сведения о физиологических особенностях человека, на основе которых возможно установить его личность.
Распространение персональных данных в редакционных материалах
Законопроект определяет операции с персональными данными и их правовой режим с учетом общепризнанных норм международного права. Одной из таких операций являетсяраспространение персональных данных, то есть действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационных телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к ни каким-либо иным способом.
По общему правилу все операции (сбор, хранение, систематизация, распространение и т.д.) по обработке персональных данных и доступ к ним осуществляется на основе согласия того самого физического лица, которому они принадлежат. Но есть исключения, то есть ряд случаев когда сбор и обработку персональных данных можно производить без согласия субъекта, которому они принадлежат. Один из таких случаев, когда можно совершать обработку персональных данных без согласия субъекта, использование персональных данных в профессиональной деятельности журналиста либо литературной или иной творческой деятельности. Однако законопроект предусматривает, что это возможно только при условии соблюдения прав и свобод субъекта персональных данных.
Каковы же права субъекта персональных данных и обязанности журналистов и СМИ как держателей персональных данных, осуществляющих их распространение?
- Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у держателя относящихся к себе персональных данных и на их получение. Это означает, что редакция СМИ должна будет предоставить при наличии такого требования информацию о персональных данных какого-либо субъекта.
- Субъект персональных данных имеет право на получение информации в доступной документированной форме, содержащей:
подтверждение факта обработки персональных данных;
указание цели и способов обработки персональных данных;
сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным;
перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;
сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения.
Редакция СМИ обязана будет предоставить всю необходимую информацию по запросу субъекта персональных данных, а рассмотреть такой запрос и предоставить мотивированный ответ она должна будет в течение трех рабочих дней с момента его получения.
- При наличии оснований, подтвержденных соответствующими документами, субъект персональных данных вправе требовать от держателя обновления этих данных.
- В случае, если субъект персональных данных выявляет их недостоверность или оспаривает правомерность действий в отношении его данных, он вправе потребовать от держателя исключения или исправления неверных или неполных персональных данных. Редакция СМИ, как держатель персональных данных, обязана будет отреагировать на такие требования, однако не совсем понятно каким образом должно осуществляться «исключение или исправление неверных или неполных персональных данных»? Только ли в редакционной базе данных необходимо будет произвести эти операции или необходимо будет внести исправления в опубликованные материалы?
Помимо всего прочего, законопроект устанавливает некоторые другие обязанности держателей персональных данных (в том числе редакций СМИ), такие как:
- Обязанность принимать и соблюдать необходимые организационные и технические меры для их защиты;
- Обязанность безвозмездно при обращении субъекта персональных сведений сообщить ему информацию о наличии персональных данных, относящихся к нему, а также предоставить возможность ознакомления с персональными данными;
- Обязанность незамедлительно осуществить исключение или исправление неверных или неполных персональных данных при обращении субъекта, которому принадлежат эти данные.
Распространение персональных данных в предвыборной агитации
Законопроект предусматривает возможность использования персональных данных в целях политической агитации и пропаганды только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
С проектом Закона Республики Казахстан «О персональных данных» можно ознакомиться на сайте medialawca.org