Не будет преувеличением утверждать, что обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение официальной информации являются важнейшим условием и критерием функционирования правового государства.
Информационная открытость государственных органов в Казахстане обеспечена многими законами, согласно которым каждому гарантируется право доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и к официальной информации, размещенной на Интернет-ресурсах государственных органов.
Информационное законодательство динамично развивается наравне с активным развитием электронного правительства. Основной целью создания, которого является формирование механизма взаимодействия функционирования правительства и местных органов власти, который будет максимально ориентирован на предоставление услуг гражданам и организациям посредством информационных технологий.
В настоящее время в Республике Казахстан идет процесс формирования системы нормативного правового и технического регулирования, которая обеспечивает доступ населения к официальной информации, размещенной на Интернет-ресурсах государственных органов.
Практически все министерства, ведомства, суды, региональные органы местного самоуправления уже имеют собственные Интернет-ресурсы, идет формирование структуры Интернет-ресурсов на уровне отдельных населенных пунктов, региональных департаментов. Есть обязательные требования, утвержденные Правительством, по содержанию этих сайтов и обновлению. Регулярно проводится мониторинг сайтов государственных органов.
Анализируя более детально законопроектный процесс, связанный с реформой информационного законодательства и устранением существующих правовых пробелов в области предоставления доступа к государственным электронным информационным ресурсам следует отметить, что к настоящему времени законодательно были усовершенствованы многие существенные аспекты данной области. В качестве примера можно привести следующие нормативно правовые акты, принятые в этой связи:
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 июля 2007 года № 598 «Об утверждении Правил размещения электронных информационных ресурсов на интернет-ресурсах государственных органов» (с изменениями от 30.12.2009 г.);
- Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 октября 2007 года № 891 (с изменениями от 30.12.2009 г.) «Об утверждении Переченя электронных информационных ресурсов о государственных органах, размещаемых на интернет-ресурсах государственных органов»;
- Правила информационного и технического функционирования Web-сайта Правительства Республики Казахстан утвержденные совместным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 27 июня 2005 года
№ 183-п, Министра культуры, информации и спорта Республики Казахстан от 23 июня 2005 года № 163 и Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан «Об утверждении»; -
Программа очередного этапа реализации «электронного правительства».
Кроме этого на законодательном уровне утверждены перечни электронных информационных ресурсов, подлежащих размещению на Интернет-ресурсах государственных органов.
Государственную оценку доступа к официальной информации через сайты государственных органов законодательно обеспечивают разработанные:
1. «Методика оценки Интернет-ресурсов государственных органов», (в целях реализации пункта 17 статьи 6 Закона Республики Казахстан «Об информатизации» от 11 января 2007 года
2. «Методика оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы по применению информационных технологий», (утвержденная приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан от 23 сентября 2010 года
Однако на практике существование сайтов государственных органов существенно не облегчают доступ населения к информации, находящейся у государственных органов.
Наполнение сайтов государственных органов направлено не на привлечение потенциальных потребителей государственных услуг, а только на выполнение требований вышестоящих органов власти и требований вышеуказанных законов.
При этом требования закона в отношении содержания веб-сайтов госорганов исполняются чисто формально, сайты в большинстве своем не содержат действительно полезной информации, которая интересует людей, информация на них не обновляется или обновляется редко, более того, поиск информации на них крайне затруднен, нет полной информации о планах и результатах работы госоргана, реализуемых программах, оказываемых услугах, на некоторых сайтах размещены ответы на вопросы в виде ссылок на законы, цитат из нормативно-правовых документов, чего не всегда достаточно для удовлетворения интереса потребителя.
Причин, почему так происходит и почему государственные органы с большой неохотой делятся информацией и не спешат ее выкладывать на сайт, несколько. Вот некоторые из них:
- не определен правовой статус «информации», нет таких терминов как «доступ к информации», «общественно-полезная информация» и т. д., не прописаны четко правовые режимы информации: информация, доступ к которой не ограничен и информация ограниченного доступа. Большинство положений в законодательстве РК, касающиеся порядка открытия, закрытия информации, носят фрагментарный, отсылочный характер;
- отсутствует детальный перечень информации, содержащейся в ведении государственных органов и подлежащей размещению на веб-ресурсах государственных органах. В вышеупомянутом Постановлении Правительства РК от 3 октября 2007 года № 891 «Об утверждении перечня электронных информационных ресурсов о государственных органах, размещаемых на веб-сайтах государственных органов» утвержденный перечень носит общий характер, распространяется на все государственные органы в целом, а требования, предусмотренные в нем требуют более детальной расшифровки, уточнения и дополнения;
-
наличие широкого спектра видов ответственности, по которым может быть привлечен государственный служащий за неправомерное раскрытие и использование информации ограниченного доступа:
а) уголовная ответственность (например, статья 172. Незаконное получение, разглашение государственных секретов)
б) гражданская (например, статья 1018 Ответственность за незаконное использование нераскрытой информации)
в) административная (например, статья 385 Нарушение правил определения и установления степени секретности информации (включая в целях сокрытия нарушения законности))
г) дисциплинарная (например, статья 28 Ответственность государственных служащих, Закон РК от 23 июля 1999 года «О государственной службе» предусматривает наложение дисциплинарных взысканий, а также возможность привлечения госслужащего к уголовной, административной и материальной ответственности.);
-
отсутствие в законодательстве оснований для освобождения от ответственности в случае раскрытия информации ограниченного доступа в интересах общества (Институт защиты «информаторов).
К основным направлениям по дальнейшему формированию стандартов обеспечения доступа к официальной информации следует отнести:
-
обеспечение единообразной правовой регламентации, путем принятия Закона «О доступе к информации»;
-
разработку единых технических и методологических требований к поддержке контента государственных Интернет-ресурсов;
- внесение изменений в отраслевые законодательные акты в части обеспечения доступа к официальной информации;
-
гармонизацию и разработку новых стандартов в сфере информационно коммуникационных технологий.
В этой связи следует отметить, Рабочую группу по разработке Проекта Закона «О доступе к информации в Республике Казахстан» под руководством депутата Асанова, в которой я имею честь принимать участие.
Особое внимание в законопроекте «О доступе к информации» уделено закреплению перечня информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обязательной для размещения в информационных системах общего пользования, в том числе на интернет ресурсах, а также обязанности обладателя информации обеспечивать в рамках своих полномочий организационно-технические и другие условия, необходимые для обеспечения доступа к информации. И наконец, в законопроекте прописан институт защиты «информаторов». Таким образом, законопроект создаст правовые механизмы доступа к информации, создаваемой государственными органами, а также повысит их информационную открытость и прозрачность их деятельности.
Юрист Интерньюс Казахстан Дайырбеков Руслан