Ольга Диденко, Представительство Internews Network в Казахстане
Казахстан является государством, которое уже давно и целенаправленно проводит государственную политику правового регулирования национального интернет-пространства. Основы этого процесса были заложены десять лет назад, в 2001 году, когда web-сайты впервые были приравнены к категории средств массовой информации[1]. Категория средств массовой информации, помимо традиционных печатное издание, радио- и телепрограммы включала также и "web. Категория средств массовой информации, помимо традиционных печатное издание, радио- и телепрограммы включала также и "web- сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (интернет и другие)"[2]. А WЕВ-сайт определялся как "подготовленная при помощи специальных технических и программных средств электронная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения"[3]. Несмотря на законодательную инициативу, мало кто относился к web. А WЕВ-сайт определялся как "подготовленная при помощи специальных технических и программных средств электронная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения"[3]. Несмотря на законодательную инициативу, мало кто относился к web-сайтам как к традиционным СМИ и, в первую очередь, само государство: закон не требовал от собственников web-сайтов выполнения типичных для остальных СМИ требований, например, прохождение учетной регистрации. Однако ответственность за нарушение других требований законодательства о СМИ, в первую очередь, по ограничению контента, на собственников, редакторов web-сайтов, авторов публикуемых материалов возлагалась в полном объеме, так же как и на собственников, редакторов и журналистов традиционных СМИ. Уже эту ситуацию можно охарактеризовать как серьезное вмешательство и ограничение в свободу слова и свободу информации, в силу того, что распространение "газетной нормы"[4] об ответственности за контент на информацию, распространяемой в интернете, не имеет под собой достаточно обоснованных правовых оснований. об ответственности за контент на информацию, распространяемой в интернете, не имеет под собой достаточно обоснованных правовых оснований.
Однако в 2009 году правительство страны пошло еще дальше, приняв ряд нормативных правовых актов о регулировании интернет-пространства. Закон РК "О внесении изменений в некоторые дополнительные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей«[5], иногда именуемый Законом «Об Интернете», является ключевым законодательным актом, изменяющим природу правовых отношений всех субъектов в интернет-пространстве и подтверждает выводы о том, что в государстве взят курс на ограничение свободы массовой информации в Интернете, рамки которого во много раз превышают допустимые ограничения, предусмотренные пунктом 3 статьи 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах и документами ОБСЕ в этой области. Следующие выводы дают основания для такого утверждения:, иногда именуемый Законом «Об Интернете», является ключевым законодательным актом, изменяющим природу правовых отношений всех субъектов в интернет-пространстве и подтверждает выводы о том, что в государстве взят курс на ограничение свободы массовой информации в Интернете, рамки которого во много раз превышают допустимые ограничения, предусмотренные пунктом 3 статьи 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах и документами ОБСЕ в этой области. Следующие выводы дают основания для такого утверждения:
На самом деле, существующие сейчас нормы ответственности за нарушение законодательства о СМИ, включая такие, как приостановление и прекращение выпуска СМИ и распространение продукции массовой информации, серьезным образом ограничивают свободу слова и свободу информации в традиционных СМИ. Уже не единожды международное сообщество призывало власти Казахстана отменить эти меры ответственности, как несоответствующие международному праву и обязательствам страны, как «охлаждающие» свободу слова. Применение по аналогии этих же норм ответственности на информацию, распространяемую в интернете на территории Казахстана,
Кроме того, Представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова в своем комментарии отметил, что:
Подобного рода требования и ограничения были в своё время установлены в законодательстве Казахстана о массовой информации в силу особого влияния и распространённости СМИ в обществе. Слово, произнесённое в теле- или радиопрограмме, напечатанное в прессе, имеет гораздо больший общественный резонанс, чем слово, произнесённое на митинге, в театре или с киноэкрана, напечатанное в книге или на листовке.
Cтатистические данные Международного союза электросвязи (ITU) позволяют нам усомниться в том, что уровень распространения Интернета в Казахстане равен или приближается к уровню распространения в стране традиционных СМИ. Учтем также, что отношение граждан к сообщениям и заявлениям в Интернете обычно гораздо более скептическое, чем к надёжным в смысле источников информации и качественным в смысле обработки сообщений теле- и радиопрограммам, газетам и журналам[11]..
«Суд, признав, что продукция иностранного средства массовой информации, распространяемая на территории Республики Казахстан, содержащая информацию, противоречащую законодательным актам Республики Казахстан, является незаконной, выносит решение о приостановлении либо прекращении распространения на территории Республики Казахстан продукции иностранного средства массовой информации.
Вступившее в законную силу решение суда направляется в уполномоченные органы в пределах их компетенции».
Стоит отметить, что критерии, по которым суд может признать распространяемую на территории страны информацию как противоречащую законодательным актам, довольно размыты и неясно выражены в самих законах. Например, основания, по которым можно ограничить свободу слова, указанные в Конституции РК, не совпадают с теми, которые указаны в Законе РК «О СМИ». С учетом размытости самих критериев незаконного содержания материалов СМИ, введение подобных ограничений способно принести ущерб международным обязательствам Казахстана как участника ОБСЕ. Кроме этого, такие положения ограничивают доступ и распространение всех иностранных СМИ (а не только интернет-ресурсов). Представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова в своем комментарии указал, что:
«... по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе Республика Казахстан взяла на себя обязательство «облегчать более свободное и широкое распространение всех форм информации, поощрять сотрудничество в области информации и обмен информацией с другими странами». Мы высказываем сомнение в том, что указанные нормы Законопроекта содействуют цели, зафиксированной в международном договоре Республики Казахстан"[16]..
Международное сообщество уже давно ищет пути универсального и разумного регулирования интернет-ресурсов с целью защиты пользователей от действительно незаконного контента, признанного таковым международным правом. Никто не оспаривает того, что безоговорочное уважение свободы выражения мнения требует установления иного режима в отношении интернет-изданий. Как уже неоднократно отмечалось, Интернет это средство достижения свободы, с помощью которого обыкновенные люди могут общаться друг с другом по волнующим их проблемам в любой точке земного шара, способ преодоления границ и существующих различий. А применение нормы, «вбрасывающей» неизвестные законы тех или иных стран в коммуникационное пространство людей, живущих в странах, где свобода защищается, имеет своим следствием как раз противоположный результат: ущемление свободы выражения мнения
Эксперты еще не сошлись в едином мнении, какой именно должна быть норма об ответственности за интернет-публикации. Ясно одно: нормой, по которой будет устанавливаться ответственность интернет-издателей, не должна быть "газетная норма"[18]..
[1] Закон Республики Казахстан от 3 мая 2001 года № 181-II «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации».
[2] Там же. Пункт 2 статьи 1.
[3] Там же. Пункт 15 статьи 1.
[4] «Газетная норма» это нормы правовой ответственности за нарушение законодательства о СМИ, предусмотренные национальными правовыми актами в отношении традиционных СМИ (в частности, печатных изданий).
[5] Закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 года № 178-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей».
[6] Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года «Об информатизации». Подпункт
[7] Пояснительная записка от 18 декабря 2008 года № 21/6492 к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей». Досье к проекту Закона расположено в открытом доступе по ссылке: http://online.prg.kz/Document/Default.aspx?doc_id=30209795
[8] Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации». Пункт 2 статьи 1
[9] Комментарий к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», подготовленный д. ф.н, А. Рихтером, директором Института проблем информационного права (г. Москва), по заказу Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации. Стр. 19.
[10] Справочник по свободе массовой информации в Интернете. Под редакцией Кристиана Мёллера и Арно Амуру. Вена, 2004 год. Стр. 47.
[11]Комментарий к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», подготовленный д. ф.н, А. Рихтером, директором Института проблем информационного права (г. Москва), по заказу Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации. Стр. 20
[12]Правила осуществления операторами связи сбора и хранения служебной информации об абонентах, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2010 года № 246. В соответствии с пп. 1 пункта 10 Правил: «служебной информацией является для юридических лиц бизнес-идентификационный номер, свидетельство о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость, адрес для доставки счетов; для физических лиц фамилия, имя и отчество, местожительства, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, индивидуальный идентификационный номер, адреса электронной почты, почтовый адрес; номера контактных телефонов; адрес установки абонентского оборудования; дату заключения и прекращения действия договора; перечень услуг связи, доступных абоненту; абонентский номер; а также биллинговые сведения информацию по личному счету абонента, информацию о пополнении счета, адреса абонентов в сети передачи данных; адреса абонентов в сети передачи данных и адреса обращения к интернет-ресурсам в сети передачи данных, идентификаторы интернет-ресурса, протоколы сети передачи данных по каждой предоставляемой услуге доступа в сеть Интернет включая: дату и время регистрации абонента в сети с учетом временных поясов; динамический или статический
[13] Правила регистрации, пользования и распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет, утвержденные Приказом Министра связи и информации Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 220.
[14] Закон Республики Казахстан от 23 июля 1991 года № 451-I «О средствах массовой информации». Пункт 4 статьи 2.
[15]Гражданский процессуальный Кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года. Глава
[16] Полный текст документа расположен по ссылке: http://www.osce.org/documents/mcs/1975/08/4044_ru.pdf
[17] Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года «Об информатизации». В соответствии с п. 3 и 4 статьи 21:...
«3. В случае признания судом информации, распространяемой по информационно-коммуникационным сетям, противоречащей требованиям настоящего Закона и других законодательных актов, уполномоченные государственные органы, операторы связи, собственники интернет-ресурсов обязаны приостановить либо прекратить распространение на территории Республики Казахстан продукции средства массовой информации либо выпуск средства массовой информации.
4. Решение суда о приостановлении распространения продукции средства массовой информации либо выпуска средства массовой информации, когда средством массовой информации является Интернет-ресурс, влечет запрет на использование доменного имени с тем же или дублирующим названием на срок не более 3 месяцев.
Решение суда о прекращении распространения продукции средства массовой информации либо выпуска средства массовой информации, когда средством массовой информации является Интернет-ресурс, влечет отмену регистрации доменного имени и запрет на использование в течение 1 года доменного имени с тем же или дублирующим названием, регистрация которого ранее отменена решением суда».
[18] Справочник по свободе массовой информации в Интернете. Под редакцией Кристиана Мёллера и Арно Амуру. Вена, 2004 год. Стр. 48.