10 вещей, которые надо знать, чтобы сделать крутое интервью
В рамках «Международной школы журналистики» главный редактор Sports.ru Юрий Дудь делится рецептом «крутого интервью»:
1. Найти человека, которому есть что рассказать
Разговорить можно кого угодно – даже если у человека репутация безнадежного молчуна. Но пара противопоказаний все же имеется:
Во-первых, не стоит делать интервью с человеком, который появляется в медиапространстве по любому поводу и высказывается абсолютно про все: неудачную шутку Ивана Урганта, рождение третьего наследника королевы Елизаветы и тп. Таких людей называют «выжженная земля»: они уже рассказали все свои истории и вряд ли найдут что-то новое для вас.
Во-вторых, не стоит тратить свое время на тех, кто панически осторожен в своих высказываниях. То есть тех, кто настолько запуган окружающей действительностью, что даже на вопрос: «Вам чай или кофе?» – ответит уклончиво. Это категория – «медийные трусы». Сделать их смелее можно, но всегда велик риск неудачи – подумайте, стоит ли тратить на это время.
2. Подготовиться
Если кто-то, выдающий себя за мастера жанра, расскажет вам, что приходит на интервью без подготовки, без списка вопросов, просто с диктофоном и хорошим настроением, не верьте. Скорее всего, это рисующийся дилетант, но никак не мастер жанра.
Каким бы известным ни был ваш собеседник, подготовка к интервью – штука, которая позволит вам:
а) Узнать о человеке много того, что вы не знали/не помнили; если интервьюируемый чувствует напротив себя человека в теме, он воспримет это как знак уважения и расположится к вам.
б) Понять, какие темы доставляют человеку удовольствие, а какие – вызывают напряжение. Очень полезно в планировании последовательности вопросов.
в) Избежать повторений. Истории, которые герой уже много раз рассказывал в предыдущих интервью, вам не нужны. Вы крутой интервьюер, поэтому вы пришли за свежими, никогда прежде не рассказанными байками.
С появлением такой штуки, как тег, готовиться к интервью с известными людьми стало совсем просто.
Если же вы идете к неизвестному – сканируйте его по соцсетям, тоже крайне полезное изобретение.
3. Спланировать порядок вопросов
Реальная история про то, как не надо: однажды замечательный спортивный журналист, отлично владеющий испанским языком, отправился на интервью к Хуанде Рамосу, который накануне стал тренером ЦСКА. Интервью он начал с вопроса: «Вы провалились в двух своих последних командах – Тоттенхэме и Реале. Почему?» Рамос закрылся и на все остальные вопросы только бубнил что-то невнятное. Журналиста не выручило даже блестящее знание испанского. На прощание Рамос сказал: «Ты хороший парень. Но наше следующее интервью попробуй начать с чего-нибудь более веселого».
Это не значит, что не нужно задавать «неудобных» вопросов. Про неудачи надо спрашивать обязательно. Но точно не в начале разговора. Идеальное время для неудобных вопросов – вторая половина интервью или любой момент, когда вы максимально, почти до дружбы расположили к себе собеседника.
4. Не трусить
Одна из самых больших ошибок отечественных интервьюеров – излишний пиетет к собеседнику. Друзья, если вы будете трусить и не зададите вопросы, которые могут доставить вашему герою неудобства, вы провалите свою работу. Помните: ваша цель – сделать хорошо не герою вашего интервью, а людям, которое это интервью прочтут.
Но не надо путать журналистскую отвагу и невоспитанность. Все возможные элементы такта и уважения к человеку обязательны, однако они не отменяют того, что герой интервью будет высечен розгой.
5. Следить, чтобы в интервью вас было мало
Чем короче ваш вопрос, тем лучше. Не нужно без всякой необходимости пичкать в интервью вопросы в три-четыре-пять-десять строк. Интервью – это история про героя, а не про журналиста. Журналист в интервью — всего лишь человек из сферы обслуживания, он должен быть как крутой официант: полезным, но незаметным.
6. Сокращать
Интервью ценят не за вопросы, а за ответы. Если вопрос был хорош, но ответ на него – мычания или пара строк воды, не ставьте этот вопрос-ответ в окончательную редакцию интервью. Это сэкономит время читателя и избавит ваше интервью от слабых мест.
Идеальное интервью – то, где нет ни единого ответа, который можно было бы безболезненно вырезать из-за его неинтересности, водянистости, пустоты.
Исключение – жанр жесткого интервью «мочить подлецов». То есть то интервью, где конкретными вопросами и мычанием в ответ достигается эффект разоблачения героя.
7. Вытягивать то, что запомнят
Чтобы оценить собственное интервью, просто задайте себе вопрос: когда человек закончит его читать, у него что-то останется в памяти или он забудет о нем уже через минуту? Если что-то останется в памяти – интервью хорошее. Если останется много чего – интервью крутое!
Запоминаются лучше всего истории. То есть смешные/страшные/удивительные/дикие подробности из жизни и ремесла – ровно такие, какие мы рассказываем друг другу за пивом/шашлыками/обеденным перерывом.
Если вы общаетесь с неизвестным человеком, 90 процентов его историй должно быть про известных людей. Про футбольную команду, каждый матч которой он посещает. Про звезду театра и кино, на лестничной площадке с которой он живет. Про телеведущего, в одном ночном клубе с которым он зависает. Мир – большая деревня, все мы так или иначе пересекаемся с селебрити, даже если сами селебрити не являемся. Давите человеку на память и вытягивайте истории про знаменитых/интересных, о которых он знает больше вас.
8. Не сглаживать углы
Мы живем в век толерантности. Мы живем в век многочисленных пресс-служб, которые вычищают из интервью уйму интересного. Поэтому если герой готов говорить о чем-то конфликтном, не жалейте вопросов, не оставляйте все в намеках и полуоткровениях – докручивайте до конца. Тогда интервью запомнится. Тогда интервью будет крутым.
9. Оставлять живые интонации
Самое лучшее интервью – то, которое ты читаешь, но как будто слушаешь. То есть речь собеседника передана так, как будто он с тобой разговаривает. Всякие специфические детали: смешные суффиксы и окончания, жаргонизмы, инверсия, паузы – все это важно и поможет вам установить максимально прямой контакт между героем и читателем. Не стоит приписывать человеку не свойственные ему обороты речи и манеру выражаться.
Разумеется, надо знать меру: давать тупую расшифровку речи человека, который говорит совсем уж грязно, не стоит. Но искать компромисс между чистым языком и языком реальным надо обязательно.
10. Причесывайте, заверяйте
Заверка интервью (в переводе на народный язык: дать герою интервью почитать его перед публикацией и внести правки, о которых он попросит) – штука, которой с каждым годом все тяжелее избежать.
Правило по заверке простое: если герой попросил вас почитать интервью перед публикацией, вы не можете отказать; если речи об этом не было – публикуйте смело, без повторного контакта с героем.
Предварительная заверка часто бывает полезной. Увлекаясь рассказами, герои часто путают имена, даты, факты и прочие детали. А если эти ошибки заметит читатель, его доверие к изданию вряд ли вырастет.
Когда герой смотрит на те же самые истории в напечатанном виде, вспомнить имена, факты и прочие детали чуть точнее ему значительно легче, чем во время разговора.
Впрочем, заверки работают только с адекватными людьми. Учитывая, что общаться приходится не только с ними, бывают проблемы. Герой, который на диктофон рассказывает интересные вещи, а перед публикацией просит их убрать, к сожалению, довольно обычная история.
Поэтому чем дальше, тем больше интервью становится искусством не только беседы, но и дипломатии. Когда герой на заверке начинает безбожно резать самые интересные вещи, можно использовать два приема:
1. Напирать на то, что без этих вещей интервью получится обычным и герой будет такой же, как все. К счастью, еще довольно много людей не хотят быть такими, как все.
2. Если шансов спасти историю нет никаких, потребовать, чтобы в обмен герой рассказал что-нибудь еще – другое, но интересное.
Источник: http://oblako-media.ru/