Современная тележурналистика – в кадре и за кадром. Секреты мастерства от Эрнеста Мацкявичуса
Российский тележурналист и телеведущий рассказывает о «новостной кухне» программы «Вести».
Новости – это не только, наша профессия, но еще и бизнес, который мы предлагаем зрителю и который зритель готов покупать, голосуя пультом. Если нас смотрят, мы чего-то стоим. Сейчас появились такие альтернативные источники информации, как интернет, которые «подсиживают» телевидение, но пока не подсидели и это не получится по целому ряду причин еще очень долгое время. Люди все-таки привыкли получать новости из телевизора, ему доверяют.
В отличие от интернета ТВ качественно делает работу по «подбору новостей» за телезрителей, отбирая самое интересное и важное, компонует новостные выпуски. Как скомпоновать, какие новости и темы предложить?
1. Новости как продукт. Для того чтобы выпуск был успешным, нужно по-честному относиться к новостям, как к продукту, который продается на рынке, а телезрителя рассматривать как покупателя, который зашел в магазин. Ассортимент и вкус вашего магазина тоже должен соответствовать. Вкусы должны быть учтены самые разные. Есть тематические каналы, мужские, развлекательные, молодежные, то есть самый прямой путь достучаться до зрителя – визуализировать его. Кто это – мужчина или женщина, сколько ему лет, как он выглядит? И попытаться представить, что ему нужно. Исходя из этого, выбираются соответствующие темы и составляется верстка программы.
2. С какой новости начинать выпуск? Не обязательно с тревожной. Надо начать с новости, которая интересна большему числу зрителей, но именно ваших зрителей. И очень важен выбор этой новости. В последние месяцы у нас нет особых проблем с первой новостью, потому что украинский кризис занял собой все информационное пространство, и приходится только выбирать место и регион, где происходили события, с ним связанные на этот день. И, как показывают наши замеры, Украину смотрят уже, как сериал. Люди просто привыкают, их беспокоит то, что происходит на Украине, и они подсаживаются на эти новости.
3. Как грамотно распределять зрительский интерес и постоянно его держать? Я бы рекомендовал полностью забыть о законах жанра, прописанных в учебниках, и ориентироваться на зрителя. Причем, ориентируясь на зрителя, нужно ориентироваться, в первую очередь, на себя. Представлять, интересно это было бы вам. Очень часто редакторы пишут тексты подводки к новостям, так как объем работы очень большой, ведущие иногда не успевают. И иногда они делают это так, что после уже смотреть ничего не хочется. Важно понимать законы удержания зрительского внимания, особенно, если параллельно с вашей передачей идет «Пусть говорят» с Андреем Малаховым. Это нужно учитывать. Хотя интерес к серьезным новостям у нашего населения выше, чем к развлекательным. Так что мы сначала, если на Украине что-то важное, подаем украинский блог. После этого говорим, что к событиям в Донецке, Луганске и т.д. мы еще вернемся, а пока к другим новостям. Дальше даем те темы, которые не выдать тоже нельзя, ибо жизнь на земле не остановилась, и она продолжается.
4. Политика тоже важна. И если раньше у нас отношение к паркетным сюжетам, связанным с деятельностью первых лиц, было, как к «обязонам», которые показывать просто необходимо, то сегодня это не так. Сейчас учитывается множественный центр принятия решений, в том числе связанный с украинским кризисом. И внимание к каждому центру принятия решений повышенное: будь то президент Путин или Евросоюз, Обама и т.д. Поэтому политические новости, связанные с первыми лицами, важны и интересны. Опытный зритель не только смотрит на картинку и слушает информацию. Его интересует, как этот человек, о котором идет речь, владеет собой, принимает решения.
5. Подача новостей. Главное – общение со зрителем, в том числе и в информационных программах. Один из самых простых приемов – информационная подача новостей, то есть напористым, эмоционально окрашенным, иногда безучастным голосом доносить информацию, призывая зрителя делать выбор, самому решать, что хорошо, а что плохо. Это называется вещание. Но есть другая форма общения со зрителем и донесения до него информации, это разговор. Иногда разговорные интонации не уместны, но если ведущий научится со зрителем разговаривать, как со своим близким товарищем, то это многократно повысит уровень доверия к новостям. Более того, зритель начнет к вам привыкать. Он захочет включать телевизор, чтобы посмотреть на определенного ведущего. Считаю, что виртуозом в таком способе общения со зрителем была Светлана Сорокина. Даже шутили над ней, что у нее образ Родины-матери, которая говорит так, что веришь сразу. Телеведущий еще и актер, который должен владеть своим голосом, чтобы сообщить свое настроение, окрасить новость. Невозможно равнодушным голосом рассказывать о землетрясении с многочисленными жертвами или про теракт. Вас просто перестанут уважать и относиться к вам с доверием. Я считаю, что разговаривать всегда лучше, тем более, в восприятии зрителя человек из телевизора не вполне живое существо. Это голограмма или эльф, который живет на каком-то эфирном облачке и иногда спускается к нему через экран. Я это замечал по эффекту общения за кадром, когда ты знакомишься с каким-нибудь человеком и общаешься с ним нормально, не оставаясь в образе. И многие люди немного шокированы, когда ты начинаешь общаться с ними на равных, потому что они ждут другого.
6. Приемы для интервью. Интервью — это один из жанров, где личность ведущего видна как нигде. На моем веку встречались и ведущие, и корреспонденты, которые не умели писать тексты, им их писали райтеры, но когда они в кадре начинали это доносить, зрители верили каждому слову. Стать хорошим интервьюером — отдельное искусство, отдельный жанр, в нем есть свои приемы. Интервью – это разговор, который предполагает, что вы не допускаете, чтобы ваш гость занимается моноложеством. Не должно быть, чтобы гость произносил монологи по 3-5 минут, и придавленный пиететом интервьюер не мог его перебить, не рисковал и лихорадочно читал по бумажке вопросы, чтобы их не забыть. И очень важно, чтобы ваш собеседник понимал, что вы его слушаете. Если он отвечает на вопросы, а интервьюер углубляется в чтение, он осознает, что говорит непонятно куда.
Также важно помнить, что гость может давать односложные ответы, и вопросы могут закончиться на середине интервью. Собеседников нужно расположить к себе, настроить на волну, объяснить, что ничего страшного не будет. Хорошо, если сразу задать формат. Можно сказать, что будете работать 10 минут. Даже вопросы можно заранее проговорить. Если хотите поставить человека в тупик и посмотреть, как он будет мучиться, не раскрывайте вопросы. Если вам нужно задать неприятный вопрос, и вам не очень удобно перед человеком, потому что он – ваш знакомый или губернатор, вам нужно все равно задать ему этот вопрос. Опять же, можно его предупредить, что простите, я буду вас мучить, задам неприятный вопрос. Вы даете ему возможность подготовиться и при этом выглядите принципиальным журналистом, тем не менее, вы не ставите в неловкое положение гостя, к которому хорошо относитесь. Интервью – это в какой-то степени игра, шоу по определенным правилам. И, если это скучный разговор двух зануд, никто смотреть не будет.
Иногда нужно провоцировать интервью более острыми вопросами. Всегда очень важен первый вопрос. Он должен быть ярким и хлестким. Причем, есть один момент. Я с этим сталкивался, когда только начинал работать в жанре интервью. Думаешь, какие вопросы можно задать, и пишешь себе список ярких. Ты задаешь гостю первый яркий вопрос, думаешь, что он сейчас будет ярко отвечать. А он говорит: «Да нет, не думаю». И все. И что делать дальше? Можно попробовать задать вопрос по-другому, но будет ли это выходом? Поэтому когда придумываете вопрос, предположите, какой на него будет дан ответ. Чтобы предположить этот ответ, нужно посадить себя на место этого человека. Поэтому, скорректировать формулировку можно для того, чтобы усыпить бдительность человека, чтобы он не понял, может быть, задать вопрос в сторону, и он проговорится. Он проговорится, и можно его догнать таким вопросом, от которого он не отвертится. Всегда каждый вопрос предполагает несколько вариантов ответа. Чтобы интервью продолжалось, нужно все эти варианты предусмотреть.
Всегда нужно иметь уточняющий вопрос. Например, готовлю я интервью с вице-премьером по финансовой части по поводу проекта бюджета. В принципе, по интересности – так себе, но статусный чиновник для программы иногда нужен, чтобы поддерживать респектабельность программы. Я задаю вопрос: «В этом году учителям и медикам чего ждать? Денег дадите?» Он говорит: «Ну, в этом году мы увеличим финансирование образования на 15 млрд». Я ему: «А в прошлом году было же 40?» Он: «Да, было 40, а сейчас будет еще 15». И зритель смотрит и думает: «Откуда ведущий все знает? Даже в бюджете ориентируется». А я про эти 40 млрд прочитал за 15 минут до встречи с чиновником. Но вовремя вставленное слово показывает ваш высокий уровень компетентности, и, безусловно, уровень доверия возрастет. Кроме того, это расширяет кругозор, и вы сможете без особого труда разговаривать абсолютно на любую тему, в любой компании, с любым человеком. У вас будет определенный набор знаний. И даже в закадровой жизни это может вам пригодиться: кругозор еще никому никогда не мешал.
И, как я уже говорил, не нужно давать человеку много говорить. Перебивать тоже не красиво, но на выдохе его можно поймать, то есть он говорит, говорит, говорит, раз выдох, а ты ему вопрос. Например, когда я работал в Думе, самым сложным собеседником у журналистов считался Жириновский. Когда он говорил, его было невозможно остановить. И нужно было поймать выдох и крикнуть ключевое слово. Например, он говорит свой монолог, а ему нужно задать ключевой вопрос об отставке правительства. Он кричит, но он же не может все время это делать, у него тоже кончается дыхание, и вот ты ловишь его и кричишь: «А про отставку правительства, Владимир Вольфович, что можете сказать?» Нужно сразу немного задавить, тем более, модуляциями и повышением громкости вы всегда можете переключать собеседника, и он все равно замолчит просто от неожиданности. Он сначала испугался, а потом расслабился и ответил: «Ах, отставка правительства, сейчас я вам все расскажу».
Если программа в прямом эфире, и вам нужно выходить по хронометражу, я всегда договариваюсь, говорю: «Ребята, если я вам покажу вот так, нужно сворачиваться». Кстати, Жириновский – самый дисциплинированный собеседник. Лишний пример того, что поставив человеку задачу, объяснив формат, ты снимаешь с себя все заботы, потому что он в этом смысле просто безупречный. Я ему говорю, что работаем столько-то минут, ответы хлесткие, короткие, образные, как он умеет. И все, действительно, получается коротко.
Источник: http://oblako-media.ru