Развитие услуг платного телевидения в России ограничивается отсутствием не инфраструктуры, а платежеспособного спроса на эти услуги. Для понимания того, почему так происходит, достаточно обратиться к моделям телевизионного вещания. С точки зрения движения денежных потоков их всего две: бесплатное и платное телевещание. В большинстве стран мира обе модели сосуществуют друг с другом. С точки зрения движения информационных потоков можно также выделить две модели вещания: американская модель и европейская.
По словам заместителя директора по производству и новым технологиям компании "Межгорсвязьстрой" Ольги Макаровой, американская модель телевизионного вещания носит децентрализованный характер: основная информационная нагрузка ложится на местные каналы каждого штата. Федеральные новости включаются в блоки новостей того или иного штата, а трансляция событий федерального уровня включается в программу трансляции событий того или иного штата. В свою очередь, европейская модель телевизионного вещания - модель централизованная, и новости из регионов включаются в блоки новостей федеральных каналов.
Американская модель телевещания подразумевает наличие огромного числа телевизионных каналов, большая часть которых создается в том штате, в котором осуществляется их трансляция. Как правило, это низкобюджетные каналы, транслирующие различные шоу, созданные силами региональных производителей контента. И интерес к таким каналам преимущественно проявляют жители того штата, в котором он произведен. Большой выбор каналов и программ, а также огромная доля производства мирового контента стимулируют платежеспособный спрос на услуги телевидения у жителей Северо-Американского континента.
Бесплатные телевизионные каналы в Европе - преимущественно новостные, остальной контент платный. Жители Европы привыкли оплачивать услуги телевидения, если их запросы не ограничиваются исключительно новостными блоками. Однако по сравнению с Америкой спрос на услуги телевидения в Европе значительно ниже ввиду, как считают европейцы, дороговизны этих услуг, обусловленной дороговизной контента, в том числе производимого в Северной Америке.
У нас работает европейская модель вещания. При этом долгое время телевидение было социальной, а следовательно, бесплатной услугой. Затем бесплатные каналы начали соревноваться друг с другом по количеству и качеству предоставляемого контента в борьбе за получение рекламных денег. В настоящий момент большинство телевизионных каналов в России живут исключительно за счет средств от размещения рекламы. Вопрос длительности и периодичности рекламы - основной камень преткновения в части присоединения России к Европейской конвенции по трансграничному телевидению.
Среднестатистический российский пользователь, с одной стороны, не имеет лишних средств, с другой - имеет доступ к высококлассному контенту на бесплатных каналах. Какой ему смысл тратить дополнительные средства на оплату услуг телевидения? Поэтому говорить о российском рынке услуг платного телевидения в контексте того, какая из технологий лучше, не имеет смысла ввиду его слабой развитости.
ЕКАТЕРИНА ЛАШТУН, обозреватель журнала "Стандарт"
Источник: ComNews.ru