Определение:
Консультации (резиденции) – 5-8 дневная работа тренеров непосредственно на телекомпании. Обычно в команду тренеров входит журналист (продюсер, редактор), оператор, технический директор, режиссер и другие специалисты в зависимости от потребностей телекомпании. Консультации идут параллельно с обычной работой телекомпании. По мнению профессиональных тренеров в области СМИ консультации на станциях – наиболее перспективное направление среди форм обучения.
Очень часто на многих региональных телекомпаниях Центральной Азии можно услышать примерно такие слова «А новости в прямой эфир мы запускали с Бевзом», «Первый эфир ток-шоу у нас был с Юлей Мучник», «Дебаты мы делали со Славой Николаевым», «В прямой эфир нас вытолкнул Тима Иванов». Слово «вытолкнул» вроде бы необычное, но в случае, когда мы говорим о профессиональных консультациях на телекомпаниях очень точное. Часто региональной станции не хватает небольшого толчка, чтобы выйти на новый профессиональный уровень, и тогда лучшая помощь это приезд тренеров.
Тренеры, с которыми обычно работает «Интерньюс» это известные казахстанские и российские журналисты, режиссеры, операторы и технические специалисты. А сам процесс обучения во время консультаций построен немного по-другому, чем во время обычных семинаров и тренингов. О том, что такое «резиденции», чего удается достичь за несколько дней, и почему этот способ обучения называют самым эффективным, мы поговорили с Денисом Бевзом, Юлией Мучник, Тамарой Павловой, которые недавно провели цикл консультаций на телекомпаниях Казахстана и Кыргызстана.
Как это делается?
Денис Бевз (ТВ-2, Томск):
Самый идеальный вариант, когда у станции есть конкретные проекты: выход новостей в прямом эфире, увеличение информационного вещания, переход на новые технологии. В таком случае можно выработать план конкретных мероприятий. Но это бывает редко, как правило, речь идет об общих вещах: мол, хочется сделать новости лучше, актуальнее и т.д. Работать с субъективными понятиями "лучше", "актуальнее" - не всегда получается, так как каждый вкладывает в эти слова свой смысл. Поэтому я всегда старался найти человека из программы (новостей) с которым конкретно придется работать. Бывает, что руководство хочет резиденции, а коллектив нет. Это самая сложная из ситуаций, так как большая часть времени и сил уйдет на то, чтобы сломать людей. Ты для них лишний геморрой и они этому бывают очень не рады.
Когда находишь человека, с которым конкретно надо работать - начинается процесс переписки. Необходимо найти ответ на вопрос, что конкретно нужно станции. Как правило, этот вопрос связан с другим - в чем проблемы, чем недовольны? На эти темы люди говорят не очень охотно - потому что, по сути дела, им приходится признавать собственные ошибки и недочеты. В моей практике были случаи, когда мы все совместно (я, сотрудники новостей, руководство станций) приходили к выводу, что резиденция сейчас им не нужна. Почему это происходит? К сожалению, нередко проблемы в программах сводятся к сложным отношениям внутри коллективов: нежеланию людей работать друг с другом, в этой программе, в этой профессии и т.д. В таком случае станции скорее нужен психоаналитик.
Но такое бывает не часто. Помимо человеческих отношений существуют и объективные проблемы: несовершенное штатное расписание, неправильное распределение технических и творческих возможностей, неверное позиционирование на телевизионном рынке. Очень важно до выезда на резиденцию понять, где конкретно механизм дает сбой, с чем конкретно придется работать. От этого зависит, в качестве кого и с кем ты будешь работать во время резиденции: с редактором программы, с журналистами, с ведущими и т.д.
Консультации на станциях – это одновременно и теория и практика
Юлия Мучник (ТВ-2, Томск):
Я вообще считаю, что самый эффективный тренинг - именно в процессе реального производства: новостей ли, ток-шоу ли... Когда ты работаешь с ребятами в их реальных, в том числе и технических условиях, с их реальными темами и реальными местными респондентами.
Начинается все с теории, когда мы разрабатываем тему. На примере конкретной темы я всегда пытаюсь объяснить общие принципы производства ток-шоу и разработки сценария (просто на конкретном примере это делать легче). Ток-шоу - самый сложный и синтетический жанр на ТВ, там, по определению, совмещается много разных жанров. Например, по сценарию мы всегда стараемся делать 2-3 сюжета внутри разговора - и значит часто приходится отдельно учить правилам построения сюжета вообще, и сюжета для ток-шоу, в частности. Много приходится говорить о мастерстве ведущего (это сложнее, чем вести, например, новости, и надо обладать многими разными навыками). Отдельная тема - продюсер такой программы. После эфира мы всегда разбираем программу и тоже выходим на теоретические вещи.
Мы ставим программы именно для того, чтобы дать толчок. Цель - проработать совместно все этапы производства ток-шоу, чтобы ребята увидели, как это делается и главное увидели, каким классным при желании может получиться результат. Чтобы они поверили, что именно в их городе, при их условиях - можно все делать на самом высоком уровне и без всяких скидок на, скажем, не ту технику, не тех респондентов, не ту студию (отдельное спасибо Тамаре, которая из подручного материала сооружает Голливуд).
Голливуд Тамары Павловой можно увидеть на этих фотографиях.
Так выглядела студия прежде Новый дизайн студии
Обычно до консультации режиссер «Интерньюс» списывается по электронной почте с дизайнером телекомпании. Совместно идет работа над декорациями. На телевидении есть мода на определенные цвета, материалы, дизайн студий, и даже если студия находится в глубинке, это не значит, что она обязательно будет «старомодной». Ну а если студия находится там, где сложности с Интернетом, у Тамары уже на месте начинается авральная работа над студией, образом ведущего, технической и творческой работой камер.
Тамара Павлова («Интерньюс Казахстан»):
Не часто, но бывает, что в ходе консультации между творческой и технической группой возникает конфликт. Ведь в итоге новые задачи необходимо решать в ином техническом формате, что порой на небольших телекомпаниях вызывает раздражение технических работников, включая операторов, которые привыкли спать в кресле на статичных планах, а новое понимание задач ток-шоу требует уже другой динамики и активизации на съемочной площадке. Но чаще происходят приятные неожиданности. К примеру, во время недавних консультаций по ток-шоу выяснилось, что прежде на станциях ведущие никогда не работали с техническим "ухом" для подсказки со стороны продюсера или редактора и весьма боялись введения "этого технического чуда"! В итоге практически на всех станциях после проведенных консультаций ведущие блестяще справились с этой задачей, и вся авторская группа, наконец, поняла эффективность этого.
Свои проблемы телекомпания может решить только сама!
Денис Бевз (ТВ-2, Томск):
Требование, на котором я настаиваю, это ежедневные планерки и разбор программ: своих и конкурентов. Как правило, коллектив не в восторге от таких вещей. Порой приходится идти на конфликт. Но если удается настоять - то это уже прогресс. Как ни странно, проблема большинства станций в том, что люди мало (не профессионально) общаются друг с другом. Не высказывают (боятся, не хотят, стесняются) собственное мнение. Первые планерки идут тяжело. Зато, если коллектив живой, начинается полноценное общение. Если оно продуктивно, то лучше людям не мешать. Коллектив сам справится, переварит и решит (пусть даже по-своему, свои проблемы).
По большому счету, решать свои проблемы станция может только сама. 90 процентов решений навязанных извне, как правило, живут недолго. Решение, пусть даже корявое, найденное и вымученное самой станцией живет и работает. Нужно только подтолкнуть, чтобы люди поняли, что телевизионные программы - это некий механизм, который живет и развивается по определенным законам. Главное, чтобы люди понимали и принимали эти законы. Чаще всего, "открытия" и происходят в этой сфере - люди понимают, что творческий процесс не исключает формальных, технических решений. Чтобы "творить", нужно формализовать процесс до определенной стадии. Например, выработать систему жанров и определить съемочное и монтажное время на производство; составить штатное расписание, определить должностные обязанности, гонорарную сетку, распределить источники информации; разработать схему составления сценариев и т.д.
Идеальный вариант, когда эти "формальные" решения исходят от коллектива. Это самое лучшее. Поэтому заканчивать резиденции я старался в выходные дни общим собранием, на котором вырабатывалось "коллективное соглашение". Коллектив сам решает (спорит, соглашается или не соглашается), какие правила и в каком виде он примет. Главное, чтобы это было принято большинством. Если в дальнейшем внутри коллектива будут возникать расхождения, всегда можно будет апеллировать к этому "коллективному соглашению".
На этом финальном обсуждении бывают самые неожиданные решения. На одной из станций коллектив решил, что для нормальной работы редактором у них должна быть девушка монтажер, на другой станции - отдел новостей поменял концепцию, отказавшись от "псевдо республиканских" выпусков в пользу городских новостей.
У Юли Мучник есть такое выражение «сумасшедший эфир». Я его впервые услышала в 2004 году во время первых программ сейчас уже состоявшегося ток-шоу «Арт-рестлинг» (АРТ, Караганда). В январе этого года Юля проводила консультации по ток-шоу на телекомпаниях «Эра» (Астана), «Ош-ТВ» (Ош), «Мезон» (Ош), и я не удержалась и спросила: «Юля, был ли на этот раз сумасшедший эфир?». «Все эфиры, когда люди в студии на непонятном мне языке, но так эмоционально, так страстно говорят о наболевшем, – сумасшедшие эфиры».
Ольга Каплина, специально для веб-портала «Интерньюс»
Впечатление о консультациях от Олеси Беруашвили (автор и ведущая программы «Открытый разговор», «Эра», Астана):
Впечатления от резиденции остались самые, самые лучшие! Очень понравилась Юлия Мучник. Думали, приедет ЗВЕЗДА, но на самом деле, оказалось, что Юлия очень простая, дружелюбная, общительная. Очень доступно все объясняет. Корректно указала на минусы нашей работы. Было очень приятно пообщаться с таким профессионалом. Узнали очень много полезной информации, тонкости подготовки ток - шоу.
Если учесть, что команда, которая сегодня работает над ток-шоу "Открытый разговор", - новички, и в журналистике сравнительно недавно, без опыта работы над аналитическими программами, то данная резиденция пошла на пользу. У нас появилась новая должность – продюсер. Им стала Надежда Палинка, которая теперь непосредственно занимается сбором гостей, подготовкой к ток-шоу, контролирует всю подготовку к программе.
Для меня лично, как для ведущего, было интересно узнать, как делают подобные программы в России, сколько человек работает, какие темы поднимают. Также незаменимы были советы Тамары, начиная от внешности ведущего и заканчивая режиссурой ток-шоу.
В общем, резиденция пошла только на пользу нашей (теперь уже сплоченной) команде. Были бы рады еще не раз увидеть у себя на телеканале сотрудников Интерньюса и мэтров журналистики!!!!