Internews Kazakhstan

Фотография не может клеветать. В Узбекистане фотографа-документалиста обвинили в «оскорблении народа»

Cоздан:   вт, 29/12/2009 - 10:40
Категория:
Тэги:

Более шестисот фотографов, художников, искусствоведов, критиков и журналистов из Узбекистана, Казахстана России, стран СНГ, Европы и Америки поставили свои подписи под открытым письмом Министерству иностранных дел и Министерству внутренних дел Республики Узбекистан с требованием прекратить преследования известного фотографа из Узбекистана Умиды Ахмедовой. По сообщениям Радио Свободы, прокуратура Ташкента в декабре начала уголовное следствие по обвинениям Ахмедовой «в клевете» и «оскорблении узбекского народа». Дело было заведено на основании оценок Узбекским Агентством по печати и информации (УзАПИ) ее авторского фотоальбома «Мужчина и женщина: от рассвета до заката», изданного в 2007 году при поддержке гендерной программы посольства Швейцарии в Узбекистане.

Уроженка маленького городка Паркент, вблизи Ташкента, в 1986 году закончила кинооператорский факультет ВГИК в Москве, став первой женщиной-кинооператором в Узбекистане. В качестве оператора-постановщика сняла более десятка фильмов. Параллельно занималась документальной этнографической фотографией, используя свое хорошее знание жизни простых людей в сельской глубинке. В 2004 году за серию фотографий, отражающих быт и народные обычаи в Узбекистане, Ахмедова получила Гран - при в номинации «Современная фотография Центральной Азии» на конкурсе Интер-Пресс-Фото России. В 2006 году прошла ее персональная фотовыставка в Копенгагене. Совместно со своим мужем, известным в Узбекистане режиссером Олегом Карповым, Умида также участвовала в создании по заказу гендерной программы посольства Швейцарии документальных фильмов «Мужчина и женщина в обрядах и ритуалах» и «Бремя девственности». Последний фильм, рассказывающий о судьбе сельской девушки, пытавшейся совершить самоубийство наутро после помпезной свадьбы, был не одобрен заказчиком и вызвал резкую критику со стороны властей. Несмотря на то, что авторы фильма однозначно не осудили бытующий в узбекских селах обычай публично проверять девственность невесты, швейцарцы посчитали некоторые эпизоды и высказывания персонажей излишне жесткими, неполиткорректными.

Власти же отреагировали непосредственно: спустя два месяца после летней премьеры фильма в ташкентском Музее кино, директором которого работал Олег Карпов, музей был закрыт по решению сверху, на основании того, что его деятельность - показы элитных картин европейского кинематографа и регулярные фестивали местного неформального видеоарта - не приносит коммерческой прибыли.

В декабре следователь Хамзинского РОВД Ташкента, ранее приглашавший Умиду Ахмедову в качестве свидетеля в расследовании деятельности других граждан страны, получавших исследовательские гранты по гендерной программе посольства Швейцарии, сообщил ей, что она переведена в разряд подозреваемых. Поскольку Узбекское агентство по печати и информации усмотрело в ее фотоальбоме «Мужчина и женщина: от рассвета до заката» «клевету» и «оскорбление узбекского народа», городская прокуратура решила завести на нее уголовное дело.

Альбом Умиды Ахмедовой состоит из 110 фотографий, не претендующих на идейные обобщения, но отражающих разные бытовые аспекты в жизни простых людей в Узбекистане. В основном это документальные портреты пожилых женщин в национальных костюмах, снимки детей, играющих на улице, лица случайных прохожих и прочие жанровые зарисовки. Часть фотографий Умида, по ее собственным утверждениям, сделала в кругу своей семьи, в родном Паркенте.

- Я пыталась объяснить следователю, что занимаюсь этнографической фотографией, но он сказал, что не знает, что такое этнография, и посоветовал мне нанять адвоката, - рассказала ошарашенная женщина журналистам. Те, в свою очередь, изумились, как может документальная фотография - не инсценировка, и не фотомонтаж - клеветать на действительность и «оскорблять узбекский народ».

Недоумение общественности в стране и далеко за ее пределами вызвал сам факт возможности уголовных преследований за занятие документальной фотографией. Узбекское агентство по печати и информации (УзАПИ), в начале нового века реорганизованное из бывшей Госкомпечати, некогда осуществлявшей открытую тотальную цензуру в Узбекистане, по роду своей деятельности занимается мониторингом всех выходящих в стране печатных изданий, радио и телеэфира. При этом, обладая правом давать оценки и делать экспертные заключения, на основании которых по решению суда может быть приостановлен выпуск газеты, закрыта радиопередача, отозвана лицензия у СМИ. Иногда экспертиза УзАПИ приводила и к более тяжелым последствиям для физических, а не только юридических лиц. Например, в 2007 году известная правозащитница и журналистка Умида Ниязова была осуждена потому, что при таможенном досмотре в аэропорту Ташкента в ее личном ноутбуке был обнаружен официальный доклад Human Rights Watch о событиях в Андижане, ранее открыто разосланный HRW правительственным инстанциям Узбекистана. Несмотря на это, сотрудники УзАПИ выдали заключение, что содержимое ноутбука правозащитницы представляет угрозу государственной безопасности и общественному спокойствию. Журналистку помиловали только после публичного «раскаяния» в суде. Но мало кто ожидал, что подобные методы могут быть применены властями не только к диссидентам и политической оппозиции, но и к творческой интеллигенции - художникам, фотографам, операторам, отражающим в своих работах свое видение мира без всякого политического подтекста.

«Хотелось бы напомнить, что свобода самовыражения художника является одним из ключевых критериев правового государства. Право и возможность судить о произведении искусства, оценивать его или критиковать принадлежит экспертам и зрителям, а не карательной системе.

С юридической точки зрения искусство не может быть расценено как «документ» и потому не может являться агентом «клеветы». Процесс, уготованный Умиде Ахмедовой, свидетельствует о важном переломе в сознании власти. От идеологического навязывания своих клише обществу она переходит к юридическому прессингу. Факты жизни, не соответствующие официальной идеологии, сегодня замалчиваются, а их воспроизведение в искусстве подпадает под прокурорский надзор. Если данный процесс не будет остановлен, любой фотоснимок, сделанный на узбекской улице, сможет стать предлогом к судебному преследованию», - говорится в открытом обращении, которое международная группа поддержки Умиды Ахмедовой опубликовала на этой неделе в Интернете.

Под этим обращением в адрес Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, а также международных организаций по защите прав человека и вообще международной общественности стоит уже более шестисот подписей. В частности, его подписали профессор Йельского университета в США, писатель Томас Венцлова. Действительный член Королевского общества Канады, профессор Квебекского университета в Монреале Симон Арель. Директор издательства «Les Editions de Mevius» , Брюссель, Бельгия, Изабель де Мевьюс. Директор Центра современного искусства Сороса-Алматы, Казахстан, Дастан Кожахметов. Председатель Союза фотохудожников России, директор агентства «Фотосоюз» Андрей Баскаков. Директор Музея истории фотографии в Санкт-Петербурге Дмитрий Шнеерсон. Заместитель директора МАЭ РАН. Главный редактор международного научного журнала «Manuscripta Orientalia», профессор Ефим Резван.
Генеральный директор художественного фонда «Московская биеннале» Андрей Мартынов. Профессор Тбилисского государственного университета им. Ильи Чавчавадзе, Грузия, Тина Мамацашвили. Директор фотографии журнала «Русский репортер» Андрей Поликанов. Шеф-фотограф московского бюро информационного агентства Assocсiated Press Александр Земляниченко. Искусствоведы галереи «Тенгри-Умай» в Алматы, Казахстан, Владимир Филатов и Маргарита Амвросова. Председатель Союза Фотожурналистов Кыргызстана Владислав Ушаков. Ташкентский композитор Артем Ким. Член творческого объединения Академии художеств Узбекистана Виктор Ан. Еще сотни художников, фотографов, искусствоведов, критиков. А так- же граждане, просто ценящие искусство вообще, и понимающие, насколько опасен «юридический» прецедент, возникший в Ташкенте, но в наше двусмысленное время имеющий опасность распространиться на соседние страны и общества, пока еще гордящиеся своим демократическим устройством, органически подразумевающим право художника на свободное творчество.

Нигора Юлдашева, Ташкент
25 декабря 2009г. № 49 (877), Казахстан. Деловая Неделя

Источник: ЦЭЖ