Недавно британская газета The Guardian сообщила, что Китай с чисто китайским масштабом включился в массовую пропаганду (turf war - войну искусственных покрытий, как окрестили ее блоггеры) в Интернете. Речь идет о создании целой армии «комментаторов», которые должны искусственно управлять общественным мнением в сети на многочисленных форумах, сайтах СМИ и в блогах. У 300 тысяч китайских астротурферов (как можно называть участников этого процесса - астротурфинга) даже появилось собирательное название. «Их еще называют 50-центовая армия, так как за каждый пост они получают всего 50 центов, по сравнению с европейскими расценками на подобные услуги (от $5) это просто слезы», - пишут активисты по борьбе с этим по меньшей мере спорным в плане этики новшеством.
Что такое астротурфинг? Если коротко, то создание искусственного общественного мнения; эмуляция общественной поддержки. Кем? Заинтересованными сторонами. Авторы The Guardian упоминают, что астротурфингом пользуется команда избирательного штаба кандидата в президенты США от Республиканской партии Джона Маккейна, торговая сеть Wal-Mart, в прошлом - Sony. Сегодня, по мнению британских журналистов, этот способ пиара, «впаривающий» нам продукт или кандидата под соусом одобрения общественным мнением, просто расцвел, но китайская 50-центовая армия выводит турфовые войны на новый уровень.
Термин astroturfing хорошо известен англоязычным практикам PR. Им описывают проекты, целью которых является создание впечатления спонтанной, народной поддержки политика, политической группы или партии, продукта, сервиса, события. В этом случае такая поддержка не является настоящей. Слово «AstroTurf» значит ярко-зеленое искусственное травяное покрытие, которое используется на стадионах. Таким образом, «astroturfing» означает имитацию или подделку общественного мнения или поведения для того, чтобы озвучивать нужные мессиджи и влиять на СМИ и органы власти.
Очевидное отличие комментаторов-энтузиастов и астротурферов - коммерческая составляющая их деятельности. В китайской 50-центовой армии преобладают студенты, наиболее мобильные интернет-серферы, которые могут наиболее эффективно противостоять «антикитайским проискам» - негативной информации о КНР, которой в связи с теми же отравлениями детей молочными продуктами сегодня вокруг Китая предостаточно.
Английские журналисты подсчитали, что «солдаты» китайской армии астротурферов не в состоянии кормить себя. Поэтому они делают вывод, что студентов (основной контингент 50-центовой армии) привлекает смесь выгоды и национализма. Нечто похожее - смесь политики и материальной заинтересованности предлагает своим Интернет-сторонникам Джон Маккейн, однако в ЕС и США такой вид пропаганды становится все менее эффективен и не в последнюю очередь из-за того, что государства стараются ограничивать его при помощи законодательства.
Несколько по-иному обстоят дела в бывшем СССР, где количество пользователей ограничено, а политика намного преобладает над экономикой. Тут журналисты российской и западной прессы уже «вычислили», что астротурфингом занимаются не пиарщики, а люди, которые носят погоны и привыкли считать друг друга людьми с холодной головой, горячим сердцем и длинными руками.
«Персонажи этой «группы» представляются людьми разных профессий, пишущими свои сообщения из разных городов и стран, они, по их словам, принадлежат к различным социальным и возрастным группам. Тем не менее при длительном общении и внимательном за ними наблюдении неизбежно обнаруживаешь целый ряд весьма характерных особенностей и общих черт, не свойственных никаким другим участникам дискуссий, - подмечают наблюдатели. - Но, помимо набившей оскомину вменяемым людям «государственнической» идеологии (а также ксенофобии, антиамериканизма, антисемитизма и нетерпимости к инакомыслию), эти люди выделяются жесткой установкой, групповой корпоративной моралью, общей информационной базой, четкими навыками поведения и весьма специфическими методами полемики и «работы с объектом». У этой «группы» существуют единые для всех форумов принципы обработки массового сознания, связанные прежде всего с планомерной и осознанной ложью, клеветой и дезинформацией». Таких комментаторов уже окрестили «командой Г», намекая на ее связь с такими буквами, как «К» и «Б».
Нечто похожее можно наблюдать и на казахстанских сайтах, где присутствуют как представители «команды Г», так и наши местные их коллеги, которые то ли за деньги, то ли по долгу службы занимаются тем же самым банальным астротурфингом. Впрочем, для них это может быть опасно вдвойне, ведь если на Западе 50-центовая армия может только вмешиваться в общественное мнение, представленное независимыми СМИ, то в таких странах, как наша, интернет-сообщество порой остается единственным прибежищем для свободного обмена мнениями и отражения естественного его фона. Искажая его, политики, власти или кто-то еще замазывают последнее зеркало, в котором они же могли бы увидеть те беды, которые к ним только подбираются заранее, а не тогда, когда те уже занесли топор над их головами. Не случайно в одном памятном телефонном разговоре (который, по мнению наших спецслужб сфальсифицирован), говоря о зондировании общественного мнения, один персонаж делится другим, что делал это при помощи чтения «каментов» - комментариев в Интернете. Так что астротурфинг в условиях Казахстана - оружие обоюдное, в котором отдача может быть куда мощнее, чем сам выстрел.
Подробнее на сайте: ЦЭЖ