Internews Kazakhstan

Пятый канал: перезагрузка по-честному. Есть предположение, что телевизор выкидывать рано

Cоздан:   пн, 29/03/2010 - 09:28
Категория:
Тэги:

Старт обновлённого Пятого поднял волну споров, что вполне понятно. Не каждый день и не каждый год появляется у нас новый федеральный канал. Добавим к этому масштабную рекламную кампанию, традиционный интерес прессы к идеологу канала Александру Роднянскому ? человеку, создавшему СТС и «Домашний», и, наконец, обещанную необычную концепцию Пятёрки, сориентированную на «умного зрителя», — все слагаемые громкого события налицо.

Зрители к обещанным переменам отнеслись скорее с предубеждением. Вообще-то мы в большинстве своём люди консервативные и изменений не любим. Особенно когда речь идёт о канале, который славен в первую очередь своей особой интонацией, а не суперпопулярными сериалами. Интонацию новое руководство обещало сохранить. Но обещать — легко, а вот реализовать, когда среди новых лиц канала скандальная Ксения Собчак, — это уже совсем другое дело. Нам много чего в разное время обещали.

То ли жизнь снова ускоряет темпы и подгоняет наше телевидение, то ли, наоборот, ТВ задает интенсивность смены впечатлений. А только краткость телевизионной реплики становится важнее всех прочих искусств. Компакт-режим входит в моду. Расцвет юмористических программ — «6 кадров», «Слава богу, ты пришел!», «Дальние родственники», «Уппс!», «Убойной ночи», «Убойная лига», «Смех без правил» — легче всего объяснить здоровым желанием нашего общества адаптироваться к себе самому и смириться с собою как с неизбежностью. Если наш вид не весьма хорош, пусть он будет хотя бы смешным.
Компакт-ТВЗа полторы недели эфира категоричные прогнозы делать рано, но первые впечатления подытожить уже вполне резонно. И, похоже, зря зрители волновались. Перемены коснулись в первую очередь праймового вещания. Это целый букет ток-шоу, которые идут с 18:00 до 22:30. Время, когда раньше на канал приходили любители документального кино.

Для начала новое руководство убрало из прайм-тайма программу о чрезвычайных происшествиях и прочем криминале «Экстренный вызов 112». Вообще-то эта очень удачная в своём жанре программа на Пятом всегда смотрелась как-то странно. Скорее как наследие тех времён, когда канал был городским, а не федеральным. Всё-таки для интеллектуального телевидения репортажи о криминальных ужасах — это не совсем естественный формат. «Экстренный вызов» теперь выходит на РЕН и смотрится там куда органичнее, а на Пятом в это время теперь стоит новая передача Сергея Майорова «Дневник наблюдений».

Майоров для российского телевидения фигура значительная. Собрав вокруг себя молодых и талантливых журналистов, он не один год рассказывал зрителям о самых интересных историях из мира знаменитостей. Конечно, о знаменитостях кто только у нас не рассказывает. Но Майоров делал это виртуозно, как он один умеет. «Дневник наблюдений» похож и не похож на «Истории в деталях». Похож именно фирменной манерой рассказа, которая у Майорова и его авторов, с одной стороны, беспристрастно репортёрская, а с другой — очень личная, иногда ироничная, иногда трогательная. Но на Пятом он получил свободу в выборе героев. Как оказалось, ему интересны именно те люди и те истории, о которых Пятый старался рассказывать и раньше. В новой программе больше нет попсы и звёзд, есть просто люди — независимо от их статуса. И из самого невыигрышного с точки зрения гламурной журналистики материала Сергей и его команда сумели сделать маленькие шедевры, каким был, например, сюжет про театр простодушных, попросту говоря, про актёров-даунов.

Из прайм-тайма исчезли и документальные проекты канала, которые теперь выходят в дневном эфире, и, надо сказать, эфир это очень оживило. Прайм начинается с «Программы передач Светланы Сорокиной». Наверное, самой ожидаемой премьеры Пятого — из-за ведущей, по которой мы успели соскучиться за время её продолжительного отсутствия в эфире. Сорокина по-прежнему показывает высший класс телевизионного интервьюера. Мы уже забыли, что в эфире можно так беседовать с людьми — с такой мерой внимания, доверительности и искренности. Пожалуй, в первые минуты раздражает холодное и какое-то необжитое пространство студии, где и героям программы, кажется, не вполне комфортно. Оно слишком велико для камерного шоу, слишком далеко друг от друга сидят гости и хозяйка студии. Тут не просто визуальная — психологическая дистанция, преодолеть которую очень сложно. Сорокиной как будто нарочно усложнили задачу, но она берёт высоту, мгновенно вовлекая каждого нового гостя в водоворот живого, темпераментного разговора.

Можно было опасаться, что передача о прошлом нашего телевидения станет сугубо ностальгической, из серии «бойцы вспоминают минувшие дни». Так бы и случилось, если бы «бойцы» не были такими яркими личностями: Владимир Познер, Анатолий Малкин, Эдуард Сагалаев, Елена Ханга, Николай Дроздов, Павел Корчагин, Михаил Горбачёв — какой уж тут нафталин? Любопытна и сама телевизионная кухня, и размышления о нашей новейшей мифологии, и параллели между перестроечным и сегодняшним телевидением (не всегда в пользу последнего). Только очень уж скуп визуальный ряд, мало кадров из старых передач, в целом ещё памятных, а в деталях уже подзабытых. Что уж говорить о молодой аудитории 20—25-летних, которые без «картинки» стопроцентно не будут смотреть передачу о программах, им вовсе неведомых.

Зато молодых зрителей, видимо, решили привлечь к самой праймовой программе Пятого, актуальному ток-шоу «Свобода мысли», для чего привлекли в качестве ведущей Ксению Собчак. Шаг рискованный, что называется, вызываем огонь на себя. Не принадлежу к поклонникам г-жи Собчак, однако и простодушие, с каким многие коллеги и зрители повелись на эту творческую провокацию, по меньшей мере удивляет. Кричат «ату!», но ведь смотрят (чтобы не быть голословной: доля в 21 час выросла по сравнению с предыдущими неделями, когда в это время шли документальные фильмы). Может, стоит уже успокоиться и прислушаться, о чём и как идёт речь в программе? Там наконец появились интересные темы, незатасканные и действительно актуальные. И столько новых лиц среди участников, которым действительно есть что сказать по существу. После первого выпуска, где обсуждали, надо ли разгонять Академию наук, уже вторую неделю в интернете продолжаются дискуссии и о передаче, и о проблеме, и, что любопытно, о поведении приглашённых гостей. Это всё-таки поважнее, чем дискуссии о бэкграунде Ксюши Собчак.

Можно было заранее сказать, что Ксения Собчак спущена на Пятый канал в качестве десанта развлекательного телевидения. С целью придания Пятому каналу более современного имиджа и уничтожения подлинной содержательности вещания. Так оно и происходит. Собчак скоро вообще будут держать в студии так же, как трясущимися руками держат в кадре сегодняшний номер газеты, который должен подтвердить, что запись сделана не год и не месяц назад. Впрочем, Собчак больше похожа на тоненький цветной журнал с телепрограммой и интервью звёзд.
Пятый канал реформируют. За что?Кстати, если уж говорить о ней объективно, то ничего гламурно-попсового Собчак в программу не принесла, разве что обнажённое плечо. Вполне серьёзная девушка, в первых выпусках робела и терялась, но явно быстро учится, растёт, это даже по первым выпускам заметно. И замысел авторов сыграть на контрасте между ней и солидным Вайнштейном вполне оригинален — такой необычной пары ведущих у нас в эфире ещё не было. Вот бы ещё крика в студии было поменьше и рекламные ролики не обрывали говорящих на полуслове. И не стоит, наверное, собирать в студии так много участников — остаётся ощущение, что некоторым интересным людям не удаётся толком высказаться.

Разных претензий к новому каналу наберётся, конечно, немало. Тем, кто работает, обидно, что передача Сорокиной выходит так рано, то есть активной части аудитории на неё сложно успеть. Видно, что передачи в эфир идут прямо «с колёс», отсюда мелкие, но досадные технические ляпы. Не всегда точно угадано место программ в эфирной сетке. Но при всём том Пятёрка не потеряла своего фирменного питерского звучания. Всё то, что раньше просматривалось как тенденция, — интеллигентность, содержательность разговора — с новым праймом, пожалуй, стало только ярче. Привычные бренды — «Открытая студия» Ники Стрижак, «Ночь на Пятом» — в новой сетке смотрятся даже органичней. Пятый стал более цельным и более понятным. А главное — более живым и современным. Есть что смотреть, а главное — слушать. Пока всё по-честному.

Источник: Частный корреспондент

5 kanal.jpg