Какие медиа события в 2010 году в Казахстане были самыми значительными для отрасли? Пользователи социальных сетей медиа-прорывом назвали развитие радио "Тенгри", а медиа-провалом - рост самоцензуры. Эксперты, руководители медиа НПО, как плюс, отметили развитие собственных казахстанских телевизионных проектов, и как минус, непринятые в этом году законы.
Опрос проводился в социальной сети Мой Мир и на блог платформе Yvision.
Лидирует в перечне прорывных событий развитие радио «Тенгри». В комментариях есть и опасения, чтобы контент «не скатился к унынию, как это бывает со многими радиостанциями». Отметили радиослушатели и новое Love-радио. Правда, среди комментариев есть и довольно саркастические: «мало нам попсы было…».
Телезрители и телеэксперты среди прорывов года отметили развитие собственного контента на казахстанских телеканалах. В частности названы такие форматы как ток-шоу «Соседи» (Казахстан), развлекательный проект «Спой», телесериал «Жаным» (Хабар), проект Шiркiн life (Ел Арна) и развитие информационной линейки телеканала КТК. Отмечено также появление детского телеканала «Балапан».
Серьезных, политически окрашенных, медиа-провалов в сфере масс-медиа, по мнению экспертов, Казахстану удалось избежать благодаря председательствованию в ОБСЕ. Однако, и безотносительно свободы слова и прав человека, в этом списке оказалось немало событий.
Главным провалом года, участника опроса в Моем мире назвали рост самоцензуры в СМИ. Блоггеры платформы Yvision посчитали главным провалом сериал «Астана – любовь моя». Телезрители единодушны в том, что деньги были выброшены на ветер. Большой потерей посчитали радиослушатели смерть Радио 31. Далее в этом списке закрытие газеты «Фокус» и судебный процесс с участием газеты «Уральская неделя», который впрочем, закончился «прорывом» - спасением газеты.
Ержан Сулейменов, руководитель общественного фонда Институт Медиа Стандартов
Я считаю, что медиа-прорывом года можно назвать запуск на государственных телеканалах довольно большого объема производства сериалов, шоу программ, которые передаются в аутсорсинг, во внешнее производство. Во-первых, это качество. К нам приходят проверенные импортные форматы. Мы получаем новые технологии, и эти технологии передаются тем производителям, которым они действительно интересны. И туда же передаются деньги. Это огромный плюс для индустрии, потому что стали востребованы, наконец-то, в большем объеме профессиональные операторы, профессиональные звукачи, осветители, режиссеры, сценаристы. Мы поняли, что у нас на рынке дефицит кадров, нам не хватает людей, нам не хватает профессионального оборудования. Это всколыхнуло рынок, это дало возможность довольно большим группам, бригадам начать работать, быть востребованными. И если этот процесс не остановится, то перетекание этого продакш-рынка будет огромным, значительным. Мне кажется, что оно и в следующем году продолжится и государственными, и негосударственными каналами. Будет идти формирование именно этого сегмента рынка продакш-студий, творческих групп, которые производят какие-то форматы.
Что можно назвать провалом года? Я бы сказал, что это окончательное исчезновение такой вещи, как журналистика в электронных СМИ. На сегодняшний день, то, что называется электронной журналистикой, – это либо цитирование информационных лент, либо откровенная агитация или пропаганда. То, что происходит на КТК, где новостные программы бьют рейтиги признанного лидера новостных программ телеканала Евразия, - это трэш, это трупы, кровь, скандалы, которые по большому счету сложно назвать социальной журналистикой. Это программы, которые на том же НТВ стоят перед обычными хорошими стандартными выпусками новостей. У нас эти ЧП заменили собой обычные новости. Я имею в виду два формата – новости КТК и переделанное Информбюро на 31 Канале. А причины этого, я думаю, - повышенный контроль за электронными СМИ и очень сильная самоцензура внутри редакций, которые не хотят проблем.
Асель Караулова, Президент Казахстанского Пресс-клуба
В ноябре этого года мы провели Медиа Курултай – крупнейшую конференцию по вопросам СМИ. В рамках курултая было проведено большое исследование по конкурентоспособности казахстанских средств массовой информации. И, к сожалению, итоги опроса не утешительные. Опрос показал, что практически 82% экспертов считают, что российский контент более интересен для наших потребителей и что казахстанские СМИ сегодня не конкурентоспособны. Я думаю, что это самый главный провал этого года. Мне кажется, что министерство и все СМИ должны задуматься о том, каким образом выстраивать стратегию, чтобы конкурировать с российскими СМИ.
Кроме того, к провалам года можно отнести закрытие газеты «Фокус». Это был очень интересный проект с хорошим контентом.
Среди удачных проектов я бы хотела отметить работу телеканала Хабар, в частности телесериал «Жалым». Мне кажется, что это очень интересный проект, продемонстрировавший высокие рейтинги. Я думаю, что государственный заказ должен инвестировать именно такие проекты, чтобы казахстанские телеканалы могли наращивать свое производство интересных увлекательных программ.
Тамара Калеева, Президент фонда защиты свободы слова «Адил Соз»
Провалов в уходящем году было, как всегда, к сожалению, слишком много. Я бы выделила и назвала провалом закон о гуманизации уголовной системы наказания. Слишком много было обещаний декриминализации клеветы. Это оказалось, откровенно говоря, полным обманом. Декриминализирована только бытовая клевета. Все, что касается диффамации в СМИ, сохранено в полном объеме.
Провал – это конечно и большие штрафы, и большие судебные иски, налоговые преследования оппозиционных СМИ , это избиения журналистов, которых, к сожалению, как всегда много.
Затруднение вызывает предложение подумать о прорывах. Если исходить из минимума, наверное, стало таким прорывом спасение газеты «Уральская неделя». После того, как в результате абсолютно неслыханного судебного решения, газета была разорена, пройдены все судебные санкции, и судоисполнители уже описали имущество и наложили арест на счет редакции, истец – по собственному ли вдохновению, или по многочисленным просьбам читателей отозвал свой иск, и газета практически спасена.
Наверное, можно небольшим прорывом назвать то, что Казахстан все-таки внял рекомендациям ООН, и взял на себя обязательство декриминализировать клеваету до 2014 года. Вполне возможно, что будет какие-то прогрессивные изменения в уголовном кодексе, проект все еще в Парламенте. Есть надежда, что в следующем году он увидит свет и мы можем это воспринимать как потенциальный прорыв.
Больших прорывов я не вижу, но, по крайней мере, никого не посадили. Никаких реакционных законов не принято. Это положительное влияние года председательствования в ОБСЕ.
Маржан Ельшибаева, Исполнительный директор Интерньюс Казахстан
К сожалению, председательствование Казахстана в ОБСЕ никак не отразилось на медиа-сфере Казахстана. А ведь это была хорошая возможность, чтобы выпустить из тюрьмы Евгения Жовтиса, Рамазана Есергепова. Но, к сожалению, этого не произошло. Так же это был хороший повод, чтобы принять законопроект «О доступе к информации», который бы облегчил жизнь не только журналистов, но и граждан Казахстана. Ситуация со свободой СМИ лучше не стала. Я думаю, что сегодняшние показатели говорят о том, что с каждым годом ситуация в СМИ в нашей стране становится все хуже и хуже.
И о прорывах года. Приятная новость – кустанайская телекомпания Алау ТВ вышла на спутниковое вещание, и она полностью это вещание покрывает собственным продуктом.
Запущена новая студия на телеканале Коган ТВ.
И впервые в этом году, не без помощи Интерньюса, в прямой эфир вышла телекомпания ТДК 42. Это, пожалуй, самые маленькие крупицы тех моментов, которе произошли в нашей медиа сфере.