Internews Kazakhstan

По мнению экспертов, казахстанские масс-медиа неконкурентоспособны

Cоздан:   пт, 28/11/2008 - 14:33
Категория:
Тэги:

На этой неделе в Алматы состоялся первый Медиакурултай - конференция по вопросам развития медиарынка и медиабизнеса в Казахстане. Организатором мероприятия стал Казахстанский пресс-клуб. В форуме приняли участие более 200 делегатов, в основном руководители СМИ, а также представители НПО, аналитики рынка, зарубежные эксперты.

Сразу стало очевидно, что участники конференции по-разному представляют себе основную задачу и роль масс-медиа. Представители Казахстанского пресс-клуба рассматривали СМИ в качестве бизнеса, обсуждали менеджмент, маркетинг и даже возможное IPO газет, журналов или теле- радиокомпаний. А Союз журналистов, "Интерньюс" и фонд "Адил Соз" говорили о масс-медиа как об институте гражданского общества.

Асель КАРАУЛОВА,
президент Казахстанского пресс-клуба, ознакомила собравшихся с экспертным опросом, осуществленным этой организацией. По данным исследования, эксперты считают, что конкуренция между казахстанскими СМИ достаточно слабая (69% респондентов). При этом 97% выразили мнение, что таковая полезна и нужна. Основные причины отсутствия конкуренции эксперты видят в том, что казахстанскими СМИ предлагается один и тот же продукт, и в отсутствии борьбы за аудиторию. Относительно конкуренции с зарубежными СМИ 46% опрошенных отметили полное ее отсутствие, а 35% назвали данную конкуренцию слабой.

Абсолютное большинство опрошенных полагают, что законодательство страны скорее препятствуют развитию СМИ.

Почти все эксперты - 94% - согласны с утверждением, что "СМИ обслуживают политические интересы отдельных групп", и называют такими группами власть, оппозицию и финансово-промышленные группы. По мнению г-жи Карауловой, отрасль масс-медиа остается сегодня одной и самых непрозрачных и закрытых. "Зачастую СМИ создаются под решение конкретных ограниченных задач, после чего интерес учредителей пропадает, а издания становятся нежизнеспособны",- заметила она.

Политолог Досым САТПАЕВ
считает, что отсутствие конкурентоспособных СМИ обрекает Казахстан на информационную периферию, где мы становимся потребителями чужой информации и чужой идеологии. Как правило, транснациональные масс-медиа контролируются странами "большой восьмерки" и продвигают их идеологию. Ярким примером влияния зарубежных СМИ на умы казахстанцев эксперт назвал недавний российско-грузинский конфликт. По словам г-на Сатпаева, его собеседники разделились в тот момент на две группы: сторонников России и сторонников Грузии. Как выяснилось, первые смотрели московские телеканалы, а последние - европейские и американские.

Г-н Сатпаев проанализировал информационную стратегию правительства РК на 2005-2007 гг. и пришел к выводу, что основные цели власти - отвести информационный удар от главы государства, а также "самовыживание и политическое самосохранение элиты". "Прочитав стратегию, я не нашел ни одного пункта, где бы говорилось, что для нормального развития Казахстана необходимо создавать конкурентоспособную информационную среду",- констатировал политолог.

Зарубежные наблюдатели в целом согласны с выводами казахстанских экспертов. Однако они отмечают и ряд положительных аспектов.

Ольга НАГАЙЦЕВА,
генеральный директор российской компании "БизнесМедиаКонсалт" поделилась своими субъективными впечатлениями от казахстанского медийного рынка. По ее словам, наши СМИ находятся в состоянии ожидания. Ничего конкретного не предпринимают, думая, что ситуация вот-вот изменится, и станет ясно, куда двигаться дальше. В отличие от российских и украинских масс-медиа, местные СМИ не ставят "на кон все", не конкурируют без оглядки ("пан или пропал"). В то же время выгодным отличием казахстанского рынка является сохранившееся уважение к изданиям и телеканалам со стороны бизнес-сообщества, тогда как в Украине, например, СМИ настолько "политически пропитаны", настолько увлечены выборным пиаром, что не уважают уже сами себя. Также г-жа Нагайцева отметила интерес к нашему рынку среди иностранных инвесторов. Последний, впрочем, ограничен законодательной нормой, согласно которой иностранцы могут владеть не более 20% отечественных СМИ.

В выступлении г-жи Нагайцевой прозвучала интересная информация, касающаяся российского рынка (а развитие казахстанских медиа во многом повторяет путь российских). По ее словам, еще несколько лет назад эксперты прогнозировали, что интернет-СМИ обгонят по объему рекламы телевидение и газеты к 2010-2011 году. Но, когда была обнародована статистика за 2007 год, выяснилось, что это уже произошло. Большую часть своего времени россияне проводят на работе за компьютером, и в этот момент они читают информацию на веб-сайтах. Поэтому сегодня в России "неприлично" не иметь интернет-СМИ в дополнение к основному. В ноябре этого года, когда страна сильнее всего ощутила влияние кризиса, доходы основных масс-медиа упали, говорит г-жа Нагайцева, а у интернет-ресурсов прибыль увеличилась.

На курултае говорили также о проблемах глянцевых изданий.

Издатель журнала "Сезон" Джамиля АИМБЕТОВА
рассказала о неравных условиях для казахстанских и зарубежных изданий. По ее словам, из-за запрета на рекламу алкоголя и табачных изделий у отечественных журналов снизился уровень рекламных поступлений, тогда как у иностранных (в частности, у российских) такого запрета нет. В качестве варианта создания равных условий г-жа Аимбетова предложила обязать иностранные глянцевые издания открывать представительства в Казахстане (как делает, к примеру, "Космополитен") и выпускать свои журналы без рекламы алкоголя и сигарет.

Источник: Издатель