Тамара КАЛЕЕВА, президент международного фонда защиты свободы слова «Әдiл сөз», на станицах газеты «Время» в рубрике «Анау-мынау о текущем моменте» делится мыслями о том, как заставить работать закон о доступе к информации.
Отныне, если
Он создан по всем демократическим канонам после бездны публичных конференций и «круглых столов» и инициирован самими депутатами. После такого законотворческого прорыва я даже не исключаю, что когда-нибудь случится невероятное и проект, не обезображенный чиновничьей редактурой, станет законом.
Однако и в этом счастливом случае наше снабжение полезными и любопытными сведениями вряд ли улучшится. Потому что даже те, вполне, кстати, приличные права, что имеются сейчас у журналистов по закону о СМИ, для наших служивых пустой звук. Служивый люд всех мастей и рангов журналистов не любит.
Вот решила съемочная группа КТК заснять не приемный покой или, боже упаси, больничные палаты, а всего лишь фасад столичного научно-медицинского центра, а им
В Актобе только вмешательство полицейского руководства помогло журналистам супергосударственного телеканала «Казахстан» проникнуть в больницу скорой помощи.
А в Караганде оператор
С охранников, конечно, взятки гладки. Они понятия не имеют, что с помощью Интернета можно сейчас любоваться всеми СИЗО мира во всех подробностях, да и платят им за то, чтобы держать и не пущать. А чиновники, в День казахстанской журналистики объясняющиеся СМИ в любви и дружбе, похоже, лицемерят.
В Костанае, например, городские власти объявили закрытой для прессы встречу с жителями по поводу проблемной застройки. Когда журналисты «Нашей газеты» сообщили, что эти самые жители их и пригласили, работники горакимата вместе с охраной преградили вход в зал собственными телами, выстроившись в линейку.
В Петропавловске журналистов выставили из областного акимата, когда там проходило совещание по закупу зерна.
Таких, а то и похлеще, фактов в мониторинге нашего фонда десятки и сотни.
Может, дело не в нелюбви к журналистам, а в общем менталитете нашего чиновничества, которое предпочитает брать, а не давать? В нашем случае хочет оно получать интересные новости, но не желает делиться информацией. (Впрочем, это не касается парадных докладов, тут проблема как редакции от них отбиться.)
Как бы то ни было, ясно, что новый закон изменит ситуацию, только если за отказ в предоставлении информации будет предусмотрена смертная казнь. Это в наше гуманное время, разумеется, исключено. Что же делать?
Вот газета «Вечерний Талдыкорган» не обольщается насчет симпатий чиновников и поступает, как супруги при разводе: все проблемы через суд. Не дал информацию иск, не вовремя дал иск, дал ложную информацию иск. «Вечерка» имеет репутацию скандальной, чиновники откровенно признаются ей в нелюбви, но отмахиваться остерегаются.
Так, может, и остальным погодить с мечтой о любви и дружбе? Не неметь от хамства, а заготовить кипу исковых заявлений и не лениться их заполнять.
Судитесь, коллеги! Глядишь, чиновники и отвыкнут захлопывать двери перед вашим носом. Иначе ведь останется общество в неведении о том, какая у него, у нашего общества, жизнь.
Источник: Время