Ежегодно дипломы журналиста получают студенты порядка двадцати вузов республики. При этом практически во всех СМИ отмечается кадровый голод. В Интернете, на официальных сайтах изданий и телеканалов, постоянно появляется объявление: «Требуются журналисты».
Уровень обучения будущих мастеров пера и микрофона в стране оставляет желать лучшего. Так ли это? Известный человек в массмедиа, заведующий кафедрой истории журналистики КазНУ имени аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор, президент Академии журналистики Казахстана Сагымбай КОЗЫБАЕВ предлагает радикальное решение проблемы.
ЛИТЕР-Неделя: Сагымбай Кабашевич, как сейчас складывается ситуация с подготовкой кадров в республике?
С.К.: Факультет журналистики КазГУ с 1934 года был единственным базовым факультетом подготовки журналистов на востоке СССР, созданным на базе Казахского коммунистического института журналистики (КИЖ). Тогда их существовало только три: Свердловский, Ленинградский и Алма-Атинский. Было время большого конкурса, мощного отбора на специальность. Оставляли самых сильных, достойных этой профессии. На казахское и русское отделения поступало до 200 абитуриентов. Наш факультет отличался традициями и является и сегодня старейшим на постсоветской территории. Он появился даже раньше, чем факультет в МГУ, который начал действовать только в 1950 году.
Казахский журфак ценили в Союзе, мы были вузом, готовившим серьезные кадры. Многих наставников того времени сейчас уже нет с нами – среди этих легендарных личностей Тауман Амандосов, Халижан Бекхожин, Северин Матвиенко, Марат Барманкулов. Это была когорта людей, возглавивших журналистское образование в Казахстане, вложивших в его основание первые кирпичи. У нас на факультете есть именные аудитории этих людей. Мы о них не забываем, ведь это наша школа и традиции.
Самой же проблемой обучения журналистике мы озабочены давно. Во многих регионах, где готовят журналистов, нет никакой базы. Я не хочу сейчас никого обидеть, мне часто приходится бывать председателем ГЭК в различных университетах. Нет преподавателей, нет литературы. Те люди, которые преподают, – порой случайные люди. Они пользуются нашими базовыми программами – ведь с неба ничего не упало. Поэтому идет определенная профанация профессии. Об этой проблеме была беседа декана нашего факультета с министром образования, у меня – приватная беседа с министром информации и культуры Ермухаметом Ертысбаевым. В апреле этого года я выступал в Костанае на заседании исполкома Конгресса журналистов Казахстана со специальным докладом о подготовке журналистских кадров и высказал свою точку зрения. То, что сегодня творится в регионах, просто пугает. К примеру, анекдотичная ситуация: пришел мой студент, окончивший заочное отделение, мол, мне нужна литература. Он у себя на квартире в районном центре открыл отделение журналистики. Что делать, дал ему лекции, книги. Приходит он через год. У меня, говорит, проблемы – лекции читать некому, сам читаю. Преподавание – это не бизнес, денег не приносит, тяжело. Я ему тогда сразу сказал: ты губишь молодежь ради денег, ради прибыли. А молодежь к тебе идет талантливая. Где ты работал ранее? Трактористом был? Садись на трактор, от тебя пользы больше будет.
У нас большие проблемы на местах с теоретическими материалами, кадрами. Преподают люди, которые и двух слов связать не могут, ни одной заметки не написали, а преподают журналистику.
Но есть проблема и с оплатой труда преподавателей. Профессор, отдавший всю жизнь преподаванию, получает порой меньше, чем дворник. Я не говорю о тех, кто без ученых степеней и званий.
ЛИТЕР-Неделя: Проблема понятна, как вы видите решение?
С.К.: Закрыть отделения журналистики по республике. Оставить, возможно, четыре-пять по Казахстану, но не двадцать же! Необходимо волевое решение сверху, правительства, министерств образования и информации. Это касается, кстати, не только журналистов, но и, полагаю, юристов, экономистов. Во-вторых, на высшее образование выделяются кредиты. Мы пытались убедить правительство, чтобы кредиты давали тем вузам, где есть база, где серьезно подходят к вопросу обучения. Уверяю – ситуация будет иной. На сегодня же кредиты распределяются неравномерно, мы в равном положении со всеми, что неправильно: мы единственный факультет, а остальные – отделения или при определенной кафедре. Студенты обучаются где попало. Зато обучаются. Уважаемые СМИ на работу их не возьмут, конечно. Мне часто из авторитетных изданий звонят с просьбой: помогите найти специалиста, посоветуйте толкового журналиста.
ЛИТЕР-Неделя: Итак, в Казахстане выпускается немало будущих журналистов. Каков процент их востребованности?
С.К.: Из 100 студентов настоящих журналистов выходит процентов 20. Но учитывайте, что, кроме практической журналистики, есть и рекламные издания, пиарщики, на предприятиях есть пресс-секретари. Считать их журналистами вряд ли можно, скорее, они занимаются организаторской работой, а в практической журналистике присутствуют крохи. Но есть и примеры, когда журналистика стала хлебом нефтяника, биолога, хореографа... И все же многие редакторы газет, телеканалов гордятся тем, что закончили КазГУ. Первый министр информации России Михаил Полторанин – наш выпускник. Писатели Ануар Алимжанов, Анатолий Ананьев, Анатолий Иванов, чрезвычайные и полномочные послы Казахстана Вадим Зверьков в Израиле, Бейбут Исабаев в Турции тоже в свое время окончили нашу альма-матер. Достаточно выпускников, которыми мы гордимся, потому что это востребованная специальность. Выпускники журфака могут занимать большие государственные посты. Это тоже хорошо, но наша цель – готовить журналистов.
ЛИТЕР-Неделя: За границей журналистов готовят факультеты экономики, социологии. У нас ситуация иная: отделения открывают на базе кафедр филологии. Какую ориентацию вы считаете правильной?
С.К.: Это большое заблуждение или, скорее, традиционное мышление. Считается, что журналистика связана со словом. С литературным процессом, с языком, а соответственно, с филологией. Журналистика должна быть на стыке других наук, к примеру политологии, социологии, на том же факультете философии.
За границей есть хорошая система мастер-классов, которая у нас активно работала еще в советское время. Я учился в Ленинградском государственном университете имени Жданова, где прошел эту школу. Определенное количество студентов закрепляются за мэтром, преподавателем, который ведет их в течение пяти лет, как принято у театралов – знаменитая мастерская Герасимова, мастерская Табакова. Но такие спецы не берут зеленую молодежь. Для того чтобы получить шанс стать слушателем такого курса, студент должен иметь опыт работы, обязан смыслить не только в теории, но и в практике.
ЛИТЕР-Неделя: Нужно ли сегодня делить студентов по специализации?
С.К.: Практики считают, что журналистику нужно развивать по проблематике: юридическая, экономическая, политическая, спортивная. Но по таким направлениям не может подготовить ни один вуз, потому что они считаются социальными курсами. Сами студенты, оканчивая университет, а порой учась, выбирают себе какое-то направление. Например, наблюдается тяга девушек к телевидению.
В 1993 году мы начали заниматься подготовкой журналистов-международников: новое государство – новые связи. Была создана первая кафедра международной журналистики, первая в республике, которую я возглавил. Мы уделяли большое внимание языкам: арабскому, корейскому, фарси, немецкому и, разумеется, английскому. Связи с другими государствами расширялись, а потому нужны были представители прессы за границей. Позже было введено отделение по связям с общественностью – в то время мода на эту профессию только начиналась. Но на конкурсе, объявленном государством, победителем тендера стал частный вуз. По положению выигравший университет обязан был подготовить типовые учебные программы. Но в связи с закрытием вуза-«победителя» и, следовательно, отсутствием типовых программ упразднили специальность. Сегодня компании проблему нехватки решают просто – «выписывают» специалистов из-за рубежа, которые быстро «ставят» дело: разрабатывают имидж, проводят пиар-акцию, рекламную кампанию. Заработали деньги и уехали восвояси, а мы-то остались. Такой путь решения проблемы не выход, а, скорее, тупик. У нас есть опыт зарубежного обучения. На факультете журналистики КазНУ несколько специальных кафедр, а дипломы выдаются единого образца со словом «журналист». У нас есть две специальности: общая журналистика и издательское дело. Хотя мы поднимаем вопрос о том, чтобы восстановить PR и международную журналистику. Но воз и ныне там.
ЛИТЕР-Неделя: Все-таки многочисленные вузы продолжают готовить «журналистов», которые завтра придут в профессию.
С.К.: Сегодняшнее поколение студентов – это не те, что поступали 20 лет назад. Студенты нового поколения – больше компьютерные дети, книг не читают. В республике каждый год получают дипломы сотни журналистов, и при этом у нас стоит острая нехватка кадров. Журналистика стала пресс-релизной, телефонной, опросной, анкетной, какой угодно, но не аналитической. Отсюда и ошибки, и невнимание к слову. Я уже молчу о том, как калечат фамилии великих людей. Помню, в одной республиканской газете в имени и фамилии Абдижамила Нурпеисова (писатель-классик, автор романа «Кровь и пот». – Авт.) было допущено 5 ошибок! Молодежь подходит к вопросу обучения потребительски. Считают: я за это заплатил, пусть меня учат, то есть обучение считают услугой.
В любом случае журналистика там, где есть мысль. И мы своих студентов учим мыслить. За остальных, в других местах, мы тоже в ответе. Ведь это задача всего общества.
Беседовал Данияр БАТЫРБАЕВ
Источник: Литер.KZ