«Пираты» России собирают деньги для официальной регистрации партии. Вероятность того, что Минюст ее зарегистрирует, и сами «пираты», и эксперты оценивают высоко, но есть ли в этом смысл — эксперты сомневаются.
«Пиратская партия России» — отнюдь не виртуальное, а вполне реальное политическое объединение граждан РФ, хотя пока и не зарегистрированное Минюстом официально как партия. Количество членов этого объединения растет, его отделения уже созданы во всех регионах страны. Между тем перспективы российских «пиратов» стать настоящей партией эксперты оценивают невысоко.
«Взять от всех понемногу»
Как рассказал DW лидер «Пиратской партии России» Павел Рассудов, объединение выросло из форума сторонников реформы авторских прав летом 2009 года. За основу были взяты 3 первых пункта шведской пиратской партии, но в дальнейшем произошла эволюция взглядов, и сейчас российские «пираты» разрабатывают вопросы прямого участия граждан в управлении страной, а также вопросы электронной демократии, экологии и культуры.
«Да, у нас, может быть, и нет четкой идеологической доктрины, но есть желание решать какие-то вопросы в конкретный исторический момент, — заявил в интервью DW Павел Рассудов. — Сегодня пиратство — это передовая линия фронта борьбы свободных людей против монополий на копирование, на правду, на личные и политические свободы граждан».
При этом, как отметил Павел Рассудов, российские «пираты» не ставят себе задачу занять какую-то конкретную нишу на политическом поле, стать левыми или правыми, но есть желание «взять от всех понемногу». «Пираты», по словам лидера незарегистрированной партии, хотят сыграть на том, что население России в большинстве своем аполитично и далеко не все видят разницу между правыми и левыми.
Миллион на бочку пиратской партии
Сами «пираты» свои шансы стать партией оценивают довольно высоко. Как отметил Павел Рассудов, в последнее время Минюст действительно проявляет заинтересованность в том, чтобы помогать таким объединениям, как «Пиратская партия России» проходить регистрацию. Отчасти, считает политик, это связано с появлением нового закона о партиях, хотя активного противодействия со стороны власти «пираты» не чувствуют уже год.
Сложностей у российских «пиратов» много, и главная из них — отсутствие финансирования. «4 апреля „Пиратская партия России“ уведомила Минюст о намерении создать политическую партию, чтобы на государственном уровне блокировать законы, направленные на ограничение наших свобод, — говорится в обращении лидера партии Павла Рассудова. — В связи с этим нам нужны деньги. На учредительный съезд, на поддержку серверов, на изготовление информационных материалов».
По словам Рассудова, раньше партии удавалось избегать серьезных финансовых затрат, так как ее съезды проводились в форме онлайн-конференций. Стоило это полторы тысячи рублей — оплата за выделенную интернет-линию. Использовать форму онлайн-конференций «пираты» собираются и в дальнейшем, но для принятия устава и оформления всех юридических формальностей, необходимых для регистрации партии в Минюсте, хотя бы один съезд провести придется.
По приблизительным подсчетам, проведение учредительного съезда «Пиратской партии России» обойдется в миллион рублей, а намечен съезд, по словам Павла Рассудова, на начало лета.
Российские пираты сыграют против оппозиции?
Сотрудничество с коллегами из Европы для «Пиратской партии России» является важным, но не главным на сегодня направлением деятельности. Впрочем, с большой долей гордости Павел Рассудов сообщил, что на прошедшей 14—15 апреля в Праге конференции Пиратского интернационала, на которой было принято решение о создании объединенной «Пиратской партии Европы» для участия в ближайших выборах в Европарламент, два представителя «Пиратской партии России» были избраны сопредседателями.
Независимый политолог Дмитрий Орешкин считает, что шанс зарегистрироваться у «Пиратской партии России» в связи принятием нового закона о партиях появился. Однако внимание электората «пиратам» вряд ли удастся привлечь, уверен эксперт, особенно если лидеры партии сохранят название. «В Европе несколько другая социокультурная среда, и там провокационность названия может сыграть на пользу, а у нас, в России, население все-таки консервативно», — заявил Орешкин в интервью DW.
Шанс стать зарегистрированной партией у «пиратов», по мнению Орешкина, есть еще и потому, что власти стало выгодно появление новых малых партий. По логике эксперта, серьезную конкуренцию они составить не могут, но, получив поддержку даже одного процента населения, отнимут тем самым голоса у оппозиции. В целом, считает Орешкин, пиратская партия остается «игрушкой для сытых мажоров, которым захотелось поиграть в политику».
Политолог, эксперт по изучению политических элит, директор агентства «PR-3000» Станислав Радкевич также уверен, что электоральной поддержки «Пиратской партии России» добиться не удастся, хотя Минюст скорее всего партию зарегистрирует. Причина низкого уровня интереса к пиратам в России, по мнению Радкевича, связана со слабым распространением интернета в стране.
Ну и, конечно, помешает «пиратам» набрать популярность неудачно выбранное название для партии. «Слово „пират“ не имеет никакой положительной коннотации, — заявил Станислав Радкевич в интервью DW. — Это все равно, что создать партию пьяниц или карманников. Поэтому, наверняка, „Пиратская партия России“ привлечет очень ограниченный круг лиц, которые будут понимать, о каком пиратстве идет речь».
Источник: Немецкая волна