Internews Kazakhstan

Заложник редакции. Как стать журналистом, не став редакционной «шестеркой»?

Cоздан:   пн, 28/02/2011 - 14:19
Категория:
Тэги:

Эта статья для тех, кто самостоятельно хочет реализовать себя как журналист. Для тех, у кого нет протеже, кого принимали на работу не «через диван», и чьи родители не знакомы с главным редактором. Это для тех, кто пришел «с улицы», «по объявлению».

Олег ПТАШКИН, PUBLICITI.RU

Дорогой друг, пока ты не стал коллегой, не взял в руки диктофон, камеру или микрофон, ты должен сделать главный выбор в своей жизни. Решить, о чем ты будешь рассказывать миру. Политика, спорт, шоу-бизнес, hi-tech. Это отправная точка всей вашей карьеры. И здесь существуют свои правила. Выбрав направление, вы выбираете редакцию. Поверьте, вас там не ждут и вряд ли будут рады (ну, или будут рады, пока вы будете «шестерить» за троих и получать за это миску риса). Оставь надежду всяк сюда входящий.

Очень часто, редактор будет вас гонять, как вшивого по бане. И писать/снимать придется на разные темы от проблем ЖКХ до премьеры в Большом театре. Со временем у вас появится определенный круг тем, который вы будете освещать. К сожалению, журналист не всегда свободен в выборе тем. Один мой знакомый был вынужден несколько лет писать о культуре, хотя его тошнило от этого. Все это выглядело как изощренная пытка, в результате таких насильственных действий над журналистом уровень его мастерства заметно потускнел. Сейчас он к выполнению редакционных заданий относится как к рутине, темы не зажигают, материалы не цепляют читателя за живое.

Выбирая область, которую будете освещать, следует помнить, что у редакции есть свои внутренние Табу на освещение тех или иных событий. Политика — это вершина Эвереста, туда добираются не многие, еще меньше журналистов закрепляются на этом пике. При этом следует помнить, что можно на «Первом канале» нельзя на «Эхе Москвы». И наоборот. У каждой редакции есть свой список запрещенных тем и свой стоп-лист персон. Уточнение: мы говорим о политике. Газета «6 соток» может хвастаться большим плюрализмом мнений, чем самая либеральная газета, но в вопросе правильной прополки огорода. В любом случае — вы сами убедитесь в этом, как только вас примут в качестве редакционного сотрудника.

И главное — забудьте о свободе слова. Помните правило: «Кто громче всех кричит — держи вора?». То-то же. Журналистику убивают не политики, чиновники или «мировая закулиса». Ее убивает человек, который должен ее холить и лелеять — редактор.

Разрушим еще один миф — в так называемых оппозиционных СМИ можно писать обо всем. Это тоже далеко не так. Очень многие «независимые» СМИ многие события попросту «не замечают», игнорируют. Хотя в тоже время их коллеги эти события освещают. Что касается государственных или «окологосударственных» СМИ — там также есть свои запреты.

Помните, тренд последнего времени — «жареные» новости. То есть, если вы вдруг оказались в постели с Леди Гага, и случайно у вас оказался фотоаппарат — снимайте. Плевать на приличия. Завтра вы будете богаты и получите свои пять секунд славы. Почему пять секунд? Потому что всем на вас тоже наплевать и таких «героев» тысячи. Вы ничем не примечательны. К сожалению, такие тенденции выхолащивают журналистику, но рынок есть рынок.

Итак, мы плавно перешли к шоу-бизнесу. Звезды, шампанское, мир красоты! Здорово. Но это обложка. Внутри одно гнилье. Работая журналистом в шоу-бизнесе, вам надо быть инфантильным, неуравновешенным человеком, желательно с нетрадиционной сексуальной ориентацией (ну хотя бы подыгрывайте в этом). Тогда вам может повезти больше, чем другим. Почему? Этот мир любит все нестандартное, он основан на пороках и празднестве. Многие девочки журфака МГУ млеют от мысли, что они будут вести программы имени себя на модных телеканалах, будут блистать на съемках, и в тусовке их будут считать звездами. Мечтать не вредно. Даже те девочки, которые показывали свои прелести в календаре для Владимира Путина, — не факт, что они будут звездами. Скорее всего, временными куртизанками для забав какого-нибудь коммерсанта. Даже олигархи-лайт им не под силу. Путь к славе, а журналистика в шоу-бизнесе это тоже определенная толика славы, лежит через массу неприятных вещей. Не буду подробно описывать все, что возможно. Потому что судьба у каждого своя и может все обойдется. Но надо быть готовым ко всему. Во-первых, опасайтесь подстав от коллег, любая редакция глянца — это террариум. Во-вторых, аккуратней выбирайте с кем дружить в этом мирке. В-третьих, посмотрите внимательно фильм «Дьявол носит Прада», особенно финал.

Теперь спорт! Это совершенно уникальный мир. Одна проблема — ваши интервьюируемые не могут подчас связать и двух слов. Ну, вы же знаете, какой размер мозга был у динозавров? Конечно, не все такие. Но терпение вам здесь понадобится. Еще одна проблема заключается в том, что большинство ваших коллег будут не журналисты, а спортсмены. Представьте, человека полжизни били, изматывали, он получал различные травмы, а потом он берется за журналистику. Вот почему ляпы спортивных комментаторов собирают на YouTube рекордное количество просмотров. Но в целом, атмосфера в спортивных редакциях отличается дружелюбием и поддержкой товарища. Благодаря тому, что многие из спорта, вас никто не подставит, или почти не подставит. Многие вам всегда помогут. Ведь спортсмены — это всегда большая дружная семья. Сильный человек всегда великодушен.

И на закуску — hi-tech. Здесь нужно быть фанатом гаджетов, новинок техники, Цукерберга и Стива Джобса. Иначе вам здесь делать нечего. Ребята, которые работают в этой отрасли, отличаются большим интеллектуальным уровнем и закомплексованностью. У них свой мир и если вы получите в него «пропуск» — вы свой навек. Главное, чтобы вы были обвешены последними новинками из мира техники, разговаривали на техсленге и в два счета объяснили, почему IBM — морально устаревшая контора.

Источник: PUBLICITI.RU