Эта статья для тех, кто самостоятельно хочет реализовать себя как журналист. Для тех, у кого нет протеже, кого принимали на работу не «через диван», и чьи родители не знакомы с главным редактором. Это для тех, кто пришел «с улицы», «по объявлению».
Олег ПТАШКИН, PUBLICITI.RU
Дорогой друг, пока ты не стал коллегой, не взял в руки диктофон, камеру или микрофон, ты должен сделать главный выбор в своей жизни. Решить, о чем ты будешь рассказывать миру. Политика, спорт, шоу-бизнес,
Очень часто, редактор будет вас гонять, как вшивого по бане. И писать/снимать придется на разные темы от проблем ЖКХ до премьеры в Большом театре. Со временем у вас появится определенный круг тем, который вы будете освещать. К сожалению, журналист не всегда свободен в выборе тем. Один мой знакомый был вынужден несколько лет писать о культуре, хотя его тошнило от этого. Все это выглядело как изощренная пытка, в результате таких насильственных действий над журналистом уровень его мастерства заметно потускнел. Сейчас он к выполнению редакционных заданий относится как к рутине, темы не зажигают, материалы не цепляют читателя за живое.
Выбирая область, которую будете освещать, следует помнить, что у редакции есть свои внутренние Табу на освещение тех или иных событий. Политика это вершина Эвереста, туда добираются не многие, еще меньше журналистов закрепляются на этом пике. При этом следует помнить, что можно на «Первом канале» нельзя на «Эхе Москвы». И наоборот. У каждой редакции есть свой список запрещенных тем и свой стоп-лист персон. Уточнение: мы говорим о политике. Газета «6 соток» может хвастаться большим плюрализмом мнений, чем самая либеральная газета, но в вопросе правильной прополки огорода. В любом случае вы сами убедитесь в этом, как только вас примут в качестве редакционного сотрудника.
И главное забудьте о свободе слова. Помните правило: «Кто громче всех кричит держи вора?». То-то же. Журналистику убивают не политики, чиновники или «мировая закулиса». Ее убивает человек, который должен ее холить и лелеять редактор.
Разрушим еще один миф в так называемых оппозиционных СМИ можно писать обо всем. Это тоже далеко не так. Очень многие «независимые» СМИ многие события попросту «не замечают», игнорируют. Хотя в тоже время их коллеги эти события освещают. Что касается государственных или «окологосударственных» СМИ там также есть свои запреты.
Помните, тренд последнего времени «жареные» новости. То есть, если вы вдруг оказались в постели с Леди Гага, и случайно у вас оказался фотоаппарат снимайте. Плевать на приличия. Завтра вы будете богаты и получите свои пять секунд славы. Почему пять секунд? Потому что всем на вас тоже наплевать и таких «героев» тысячи. Вы ничем не примечательны. К сожалению, такие тенденции выхолащивают журналистику, но рынок есть рынок.
Итак, мы плавно перешли к шоу-бизнесу. Звезды, шампанское, мир красоты! Здорово. Но это обложка. Внутри одно гнилье. Работая журналистом в шоу-бизнесе, вам надо быть инфантильным, неуравновешенным человеком, желательно с нетрадиционной сексуальной ориентацией (ну хотя бы подыгрывайте в этом). Тогда вам может повезти больше, чем другим. Почему? Этот мир любит все нестандартное, он основан на пороках и празднестве. Многие девочки журфака МГУ млеют от мысли, что они будут вести программы имени себя на модных телеканалах, будут блистать на съемках, и в тусовке их будут считать звездами. Мечтать не вредно. Даже те девочки, которые показывали свои прелести в календаре для Владимира Путина, не факт, что они будут звездами. Скорее всего, временными куртизанками для забав какого-нибудь коммерсанта. Даже олигархи-лайт им не под силу. Путь к славе, а журналистика в шоу-бизнесе это тоже определенная толика славы, лежит через массу неприятных вещей. Не буду подробно описывать все, что возможно. Потому что судьба у каждого своя и может все обойдется. Но надо быть готовым ко всему.
Теперь спорт! Это совершенно уникальный мир. Одна проблема ваши интервьюируемые не могут подчас связать и двух слов. Ну, вы же знаете, какой размер мозга был у динозавров? Конечно, не все такие. Но терпение вам здесь понадобится. Еще одна проблема заключается в том, что большинство ваших коллег будут не журналисты, а спортсмены. Представьте, человека полжизни били, изматывали, он получал различные травмы, а потом он берется за журналистику. Вот почему ляпы спортивных комментаторов собирают на YouTube рекордное количество просмотров. Но в целом, атмосфера в спортивных редакциях отличается дружелюбием и поддержкой товарища. Благодаря тому, что многие из спорта, вас никто не подставит, или почти не подставит. Многие вам всегда помогут. Ведь спортсмены это всегда большая дружная семья. Сильный человек всегда великодушен.
И на закуску hi-tech. Здесь нужно быть фанатом гаджетов, новинок техники, Цукерберга и Стива Джобса. Иначе вам здесь делать нечего. Ребята, которые работают в этой отрасли, отличаются большим интеллектуальным уровнем и закомплексованностью. У них свой мир и если вы получите в него «пропуск» вы свой навек. Главное, чтобы вы были обвешены последними новинками из мира техники, разговаривали на техсленге и в два счета объяснили, почему IBM морально устаревшая контора.
Источник: PUBLICITI.RU