При холдинге «Национальная медиагруппа», в который объединяются телеканалы РЕН-ТВ и «Петербург — Пятый канал», создан общественный совет. Совет должен разработать план стратегического развития холдинга. Предполагается, что благодаря деятельности совета политика входящих в холдинг каналов будет ориентирована на социально-культурную сферу. Однако не совсем понятно, какие реальные рычаги влияния на ситуацию будут в распоряжении консультационного органа, и насколько он будет независимым от своих создателей-телевизионщиков. Появление общественного совета в данном формате выглядит как попытка уйти из зоны внимания формирующихся аналогичных общероссийских наблюдательных органов или дискредитировать идею общественного контроля как таковую.
Главой совета стала депутат Госдумы РФ Алина Кабаева. Общественным контролем над тем, что показывают по РЕН-ТВ и «Пятому каналу», будет руководить великолепная спортсменка и по совместительству героиня эротических фотосессий модных журналов и скандальных материалов желтой прессы. Ее заместителем назначен главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Первое заседание совета уже состоялось в текущем месяце. По словам г-жи Кабаевой, все его участники буквально «фонтанировали» идеями. Г-н Дондурей на прошлой неделе заявил, что общественный совет сможет помочь входящим в холдинг каналам пропагандировать «активность и благородство», стать более интересными, обучающими и просветительскими.
Формирование нового холдинга «Национальная медиагруппа», конечно, повлечет за собой некоторые изменения в работе составляющих его каналов. Однако, стоит заметить, что сетка вещания того же РЕН-ТВ по-прежнему не отличается особой целомудренностью. Так, по выходным поздним вечером там по-прежнему крутят эротику, а по будням — все тот же скандальный сериал «Солдаты». В связи с этим не совсем понятно, в какой именно области телезрителей с подачи Кабаевой и Ко будут просвещать, чему обучать и в чем призовут быть более активными. Кроме того, вопросы вызывает тот факт, что решение создать совет принято именно теми, за кем он по идее должен наблюдать. «Создание общественного совета — это инициатива акционеров», — сообщили РБК daily в пресс-службе телеканала РЕН-ТВ, отказавшись комментировать цели создания наблюдательного органа.
Напомним, что ранее с инициативой сформировать независимый Общественный совет по нравственности при российских телеканалах из пользующихся авторитетом и уважением деятелей культуры, науки, искусства и представителей властных структур выступил Клуб православных журналистов. Предложение было поддержано Русской православной церковью, Советом муфтиев России и спикером Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым. Последний обещал поспособствовать созданию законодательной базы для обеспечения эффективной деятельности этого органа.
Отклик предложение журналистов получило и в коридорах исполнительной власти. В обсуждении того, как должен осуществляться общественный контроль над телеканалами, принимали участие в той или иной форме президент страны Владимир Путин и первый вице-премьер Дмитрий Медведев. В том, что прекращение беспредела на телевидении — вопрос национальной важности, уже никто не сомневается. Стоит заметить, что о введении цензуры речь не шла и не идет. Совет, согласно мироновскому законопроекту, будет давать нравственную оценку происходящему в эфире и таким образом влиять на телевизионные процессы.
Данная перспектива смутила на телевидении многих. Слишком большие доходы приносят низкопробные сериалы, скандальные реалити-шоу и прочая бульварная развлекаловка. Противники введения наблюдательных советов созвали даже пресс-конференцию по этому поводу. Впрочем, сколько-нибудь заметного влияния на происходящее их действия пока не оказали. Законопроект, касающийся общественного контроля над телеэфиром, уже находится в Госдуме. Остановить процесс могло бы лишь экстренное создание прецедента, дискредитирующего идею общественного контроля над телевидением.
«Я не исключаю, что акционеры холдинга "Национальная медиагруппа" преследуют благие цели, создавая совет, — заявил РБК daily председатель Клуба православных журналистов Александр Щипков. — Но общественные советы априори должны быть максимально независимыми от руководителей телеканалов. Кроме того, в них не должны входить профессиональные телевизионщики и политики. А в данном случае члены совета вынуждены будут так или иначе прислушиваться к мнению акционеров». По мнению г-на Щипкова, акционеры любого телехолдинга слишком заинтересованы в большом количестве рекламы на телеканалах, его составляющих. А большие рекламные доходы в текущей ситуации сопряжены с наличием в эфире всяческой «расчлененки и обнаженки». Соответственно, общественникам, собранным по инициативе «заказывающих музыку», тяжело будет убрать из эфира то, за счет чего кормятся медиабоссы.
Впрочем, общественные советы — явление для отечественного телевидения далеко не новое. При многих каналах они уже давно существуют. Правда, существуют в основном на бумаге, никак не влияя на политику руководства и контент. И гарантий, что «изобретение» «Национальной медиагруппы» не пополнит ряды советов-признаков нет никаких. Зато при таком раскладе противники общественного контроля за «голубыми экранами» получат лишний козырь.
Николай Ивашов, РБК daily
Источник: Media-atlas