Процесс реформирования принимает причудливый оборот в Туркменистане – стране, которая по-прежнему числится среди самых репрессивных государств в мире, несмотря на частые заверения президента Гурбангулы Бердымухаммедова в своем стремлении "обеспечить благополучие граждан". Президент желает предоставить своему народу возможность свободно "газовать" по территории этой засушливой центральноазиатской страны. И в то же самое время он, похоже, намерен закрыть последнее оставшееся у туркменского населения "окно в мир".
11 января Бердымухаммедов одобрил план правительства отпускать туркменским гражданам горючее бесплатно. "В рамках определенного лимита бензин будет отпускаться розничным потребителям бесплатно, а все сверх этого лимита надо будет покупать по ценам свободного рынка", – говорилось в заявлении правительства. В богатом энергоресурсами Туркменистане цены "свободного рынка" остаются намного ниже, чем где бы то ни было, и в своем новогоднем обращении к народу Бердымухаммедов пообещал автомобилистам удерживать цены на бензин на прежнем низком уровне.
Бесконечная забота, которую Бердымухаммедов выказывает о водителях, похоже, не распространяется на телезрителей, составляющих гораздо более представительную группу населения, чем автовладельцы. В своем выступлении в конце ноября туркменский лидер поведал, что поручил чиновникам снять индивидуальные телеантенны со стен домов по всей стране. В столице страны Ашгабате действительно неисчислимое количество этих "тарелок". Они покрывают стены многоквартирных домов как дикорастущий плющ, и даже в отдаленных районах среди туркменской пустыни можно увидеть спутниковые тарелки.
Поводом для подобного решения Бердымухаммедова стало соображение, что такое множество "тарелок" несет в себе вред для страны, каким-то образом мешая эстетическому восприятию собранных на заводе однотипных панельньных сооружений. Он сообщил, что индивидуальные антенны будут заменены одним большим устройством для приема спутникового сигнала на крыше домов.
"Убери эти антенны, они уродуют облик города, – сказал президент Туркмении, обращаясь к министру связи на заседании правительства. – Установи одну мощную антенну и подведи кабель. Проведи переговоры с компетентной крупной германской компанией. Они где-то в Малайзии установили огромного диаметра антенну, пусть у нас тоже установят".
Немногие эксперты, впрочем, как и граждане, поверили этому объяснению Бердымухаммедова. Несмотря на тот факт, что на протяжении большей части 2007 года туркменский лидер изъявлял желание расширить населению Туркменистана доступ к информации, многие его критики убеждены, что решение по поводу спутниковых тарелок свидетельствует о стремлении властей перекрыть и этот последний информационный канал связи с внешним миром. Многие полагают, что при новой системе правительство сможет как-то контролировать вещание, или, по меньшей мере, радикально ограничить выбор просматриваемых каналов. Многие также обеспокоены тем, что власти введут плату за новую услугу.
Популярность спутникового телевидения в Туркмении пришлась на конец девяностых годов прошлого столетия, когда правительство Сапармурата Ниязова прекратило ретрансляции российских информационных и развлекательных программ, тем самым полностью изолировав граждан Туркменистана от внешнего мира. Появившееся частное кабельное телевидение просуществовало недолго, и тоже было запрещено Сапармуратом Ниязовым. Причиной запрета стала серия критических репортажей о Туркменистане, показанных по российскому независимому телеканалу РЕН-ТВ.
Недолго думая, население переключилось на спутниковые тарелки, которые, до ноябрьского заявления Бердымухаммедова, оставались в Туркменистане главным способом быть в курсе последних мировых событий и тенденций. Соответственно, перспектива расстаться со своими индивидуальными антеннами взволновала многих жителей Ашхабада, основная часть которых любить смотреть по спутниковому телевидению передачи иностранных каналов, преимущественно российских.
"Все что происходит в мире, и даже в соседних государствах, я узнаю из новостей российских каналов, – говорит одна жительница столицы. – Ведь все четыре канала туркменского телевидения показывают одно и то же. Постоянно поют, танцуют или собирают урожай, ну кому это интересно?! Я никогда не видела, чтобы туркменские корреспонденты делали репортажи из других стран, и боюсь, если тарелки снимут, то мы вообще не будем знать, что происходит за пределами Туркмении. Кроме того, это лишит нас и наших детей любимых развлекательных передач!"
Как бы молчаливо признавая, что государственное телевидение неспособно заинтересовать зрителей, на состоявшемся 11 января заседании правительства Бердымухаммедов жестко раскритиковал руководителей государственных СМИ. "В работе государственных СМИ по-прежнему отсутствует творческая инициатива", – посетовал туркменский руководитель, добавив, что государственные программы должны добиться "серьезных и комплексных улучшений". За три дня до заседания кабинета министров туркменский лидер проинформировал о своем недовольстве, освободив от исполнения обязанностей своего пресс-секретаря и министра телерадиовещания.
Во время своей обличительной речи 11 января Бердымухаммедов намекнул, что сохранение жесткого контроля над информацией является одной из главных составляющих его политического курса. Он напомнил руководителям СМИ, что они играют "важнейшую роль в деле информирования общества, духовного и эстетического воспитания туркменского народа, а также разъяснения политических задач государства". В своем недавнем ежегодном докладе о состоянии демократии в мире правозащитная организация Freedom House включила Туркменистан в группу "худших из худших" правительств мира, прибегающих к политическим репрессиям.
Источник: ЦЭЖ