Проблема взаимодействия социальных сетей и традиционных СМИ - вопрос актуальный не только для российского, но и международного медийного сообщества. Активная интеграция СМИ в соцсети, тем не менее, не позволяет говорить о том, что схема их взаимоотношений близка к идеальной. Отчасти это связано с мифами, существующими в сфере коммуникаций, считают эксперы международной конференции "СМИ и социальные сети: перспективы взаимодействия".
Главный редактор Lenta.ru Галина Тимченко подвергла критике ряд отраслевых мифов: "Бытует мнение, что с появлением соцсетей каждый интернет-пользователь может выступать в качестве СМИ. Но ведь далеко не каждый хочет им стать. Более того, блогеры не готовы брать на себя ответственность, которую несут медиа. К тому же, отписки в Facebook или Twitter не являются журналистской работой: они содержат расследований, сбора мнений, опроса экспертов, разностороннего освещения события".
Да и у социальных сетей другая функция: массовая передача информации, - считает Тимченко. – Поэтому и мнение о том, что интернет и соцсети отняли у традиционных СМИ монополию на производство информации ошибочно. Мы можем так утверждать только в том случае, если считаем, что роль медиа сводится только к сбору и передаче информации. Поэтому монополия СМИ превращается из полноценной в естественную". "Далее, - рассматривает мифы в отношении соцсетей Тимченко, - с появлением соцсетей у СМИ появился не конкурент, как это принято считать, а помощник в распространении информации. Поэтому, социальные медиа – это не самоцель, не СМИ, не конкуренты и не явление, которое должно быть внедрено в СМИ".
Заместитель главного редактора "РИА новости" Валерий Левченко считает, что сейчас настал период, когда пользовательские массы сами могут делить информацию и анализировать ее. Более того, по словам заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Ивана Засурского, "с появлением социальных сетей такая функция СМИ, как составление повестки дня, формирования мнения аудитории к происходящему практически исчезла. Через систему соцсетей пользователи стали сами определять что им интересно, а что нет".
А эксперт Institute for State Ideologies Антон Меркуров отмечает, что уже сейчас "появились новые способы измерения качества контента (лайки). К тому же на контенте пользователи стали паразитировать. В результате чего редакционный материал становится методом самовыражения пользователей и отбиранием славы у СМИ, - заявляет Меркуров. - Подборка материалов в соцсетях создает вид умного человека, а не определяет качество материала и степень важности самой информации. Да и сбор комментариев к материалу происходит в пространстве самой соцсети, а не на сайте СМИ". Но не только пользователи отбирают славу у медиа. "Есть машины, которые по заданным пользователем параметрам делают подборку нужного контента, который уходит дальше СМИ и само медиа не может уже на нем зарабатывать", - добавляет Меркуров. Поэтому сейчас мы сталкиваемся с тем, что "пропадает ощущение того, что мы потребляем законченный продукт, когда читаем медиа. Для пользователей – это нормально. А для СМИ – это проблема, так как нет возможности зарабатывать ни на контенте, ни на рекламе", - считает Антон Меркуров.
И такой расклад, по мнению Ивана Засурского, наводит на мысль о том, что "работа журналистов уже сейчас кажется бессмысленной. В ситуации, когда возможен перепост и копирование, на всех мероприятиях достаточно присутствие только одного корреспондента, достаточным является один материал даже вне зависимости от его качества".
Однако такого пессимистичного воззрения на перспективы журналистской работы придерживаются далеко не все. Так, например руководитель редакции интернет-вещания телеканала Russia Today Тина Бережная считает, что "при всей популярности Интернета, он не является основным производителем новостей - их все-таки производят СМИ, а Интернет распространяет новости". Поэтому, она уверена, что "СМИ в соцсети надо идти, так как там их целевая аудитория". А для получения признания на рынке, по мнению Бережной, СМИ в соцсетях должны "оценить поведение, мотивацию и интересы аудитории, выбрать целевую площадку, понимать в каких соцсетях и как потребляют твои новости, определить правила производства контента для разных соцмедиа, а самое главное - поддерживать внимание к основному источнику информации, а не отводить аудиторию медиа-канала в соцсети". Так или иначе, но, как утверждает глава интерактивного отдела Русской службы Би-би-си Анна Виссенс, "самое главное – управлять этим процессом, чтоб не социальные сети диктовали СМИ, что делать и какой контент публиковать. Соцсети не должны быть самоцелью. Они – инструмент, который надо умело использовать, и, может быть, решать какие-то задачи с его помощью".
Дарья Фазлетдинова
Источник: Лениздат