Степень свободы в любой стране зависит от доступа к источникам информации. Отныне 26 статья нового Законопроекта "О печати и других средствах массовой информации" гарантирует журналистам Таджикистана получение необходимых сведений в более сжатые сроки.
Но возникает вопрос, станет ли данное положение статьи проекта закона, очередным шагом к демократизации таджикского общества или, как всегда, останется только на бумаге?
По словам одного из разработчиков законопроекта, депутата МН РТ Олима Салимзода, новый закон призван стать очередным шагом к демократизации общества.
- Все рекомендации от медиа-экспертов и журналистов при его разработке были учтены, - отметил он. - Внесенные поправки, которые заключаются в изменении срока получения необходимых сведений, позволят добиться того, чтобы закон «отвечал всем требованиям современной журналистики». А это означает, что журналисты получат больший доступ к официальной информации. Следовательно, как сказал депутат, повысится и уровень ответственности чиновников, которые своевременно должны будут реагировать на публикации в СМИ, содержащие критику.
Действующий на сегодняшний день Закон РТ «О печати и других средствах массовой информации», Законы «Об информации», «Об обращениях граждан» и «О праве на доступ к информации» определяют общий срок предоставления запрашиваемой информации - 30 календарных дней. Таджикские эксперты неоднократно отмечали, что данное положение противоречит принципу оперативности информации и не соответствует международным стандартам.
Еще два года назад, в августе 2008 года, участники «круглого стола» «Сотрудничество СМИ и пресс-центров: достижения и перспективы», с целью осуществления прав граждан на информацию, гарантированные статьей 19 Всеобщей декларации прав человека, статьей 30 Конституции РТ и другими законодательными актами РТ, приняли Меморандум о взаимопонимании СМИ и пресс-центров. В Меморандуме законодательному органу страны были даны рекомендации по усовершенствованию правовых основ доступа к информации с учетом следующих аспектов: - информация со стороны органов государственной власти должна предоставляться СМИ в 3-хдневный срок; срочная информация должна быть предоставлена в первый день события; информация для СМИ должна предоставляться бесплатно.
Тем не менее, по словам Джовида Мукима, заместителя директора Программы «Иновации и развитие мультимедиа редакции СМИ Таджикистана», новый законопроект так же, как и действующий закон о печати сохранил много неясного в отношении вопроса срока получения информации.
- Согласно статье 6 законопроекта, - говорит он, - государственные, политические и общественные организации, движения и должностные лица обязаны предоставлять необходимые сведения средствам массовой информации. Но в статье 26 законопроекта, где говорится о сроках и передачи средствам массовой информации необходимых сведений государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, не разъясняется само понятие «необходимые сведения» и не ясно, какую же информацию можно и нужно предоставлять журналистам, а какую нет. Поэтому, здесь необходимо уточнить, получение какой информации могут запрашивать СМИ от государственных, политических и общественных организаций. Также в статье 26, части 3 определяя срок получения информации, разработчики делают оговорку, что организации обязаны предоставлять средствам массовой информации необходимые официальные сведения и ответы на критические и аналитические материалы, не требующие дополнительного изучения. Поэтому возникает вопрос, о каком дополнительном изучении идет речь?
По мнению Джовида Мукими, в законопроекте также необходимо конкретно указать, какие сведения могут быть предоставлены редакциям газет, а какие нет. И, в какой конечный срок, в случае если информация не будет предоставлена в течение трех дней, СМИ могут получить запрашиваемый ответ на свой вопрос?
С ним солидарен и Саймуддин Дустов, главный редактор газеты «Нигох», председатель общественной организации «ИНДЕМ», который предлагает более четко разработать положение, гарантирующее доступ журналистов к информации.
Между тем, на заседании «круглого стола» на тему: «Развитие законодательной базы деятельности СМИ – как условие демократизации общества» д-р Томас Кунце, уполномоченный представитель Фонда Аденаура в Центральной Азии, высказывая свое мнение о сроках предоставления информации в странах Европы, например, Германии, отметил, что таких ограничений там нет.
- Чем более оперативно получит журналист информацию, тем быстрее донесет ее до читателей, - сказал он. - Но если чиновник, по тем или иным причинам, будет задерживать сведения о каком-либо событии, то в его работе это будет большой минус, и в дальнейшем отрицательно скажется на его дальнейшей карьере.
- В Литве же, если источник не может предоставить информацию в течение одного рабочего дня, на следующий день он должен сообщить журналисту или СМИ - по какой причине не были предоставлены необходимые сведения, - дополнил его председатель НАНСМИТ Нуриддин Каршибоев. - В начале сентября он посетил эту страну с целью ознакомления с законодательством и практическим опытом по обеспечению доступа к общественно-важной информации.
По мнению российского медиа-эксперта Станислава Сандакова, согласно международным нормам, первостепенное значение свободы взглядов заключается в выражении мнений и предоставлении информации, в частности, посредством свободных и независимых СМИ. По его словам общественность имеет право на получение информации, имеющей общественное значение, и осуществление контроля за решением общественных и политических вопросов.
Что касается понятия «необходимые сведения», известный таджикский юрист Джунайд Ибодов, отметил, что демократия и свобода политической дискуссии требуют, чтобы население страны получало информацию по всем вопросам жизни общества, что предполагает право СМИ распространять и критическую информацию, а также право общества знакомиться с ней. Это касается тех случаев, когда речь идет о событиях большого политического, экономического и социального значения.
Но, по словам Ибодова, необходимо учитывать и тот факт, что любое государство располагает перечнем сведений, составляющим охраняемую законом тайну. Это, прежде всего, государственная тайна, коммерческая, банковская, врачебная, тайна судопроизводства и другие сведения, не подлежащие разглашению.
Конечно, отмечает юрист, когда происходят в стране какие-либо чрезвычайные ситуации, как, например, стихийные бедствия или террористический акт, здесь не может быть и речи о подачи информации через три дня. Поэтому, в законопроекте надо уточнить подобные моменты и указать срок предоставления средствам массовой информации необходимых официальных сведений «до трех дней», вместо - «не более».
- Я с этим полностью согласен, - сказал на встрече с журналистами разработчик законопроекта Олим Салимзаде. - И мы внесем поправку в статью 26, часть 3 с указанием срока предоставления информации «до трех дней».
Дебаты вокруг статьи 26 Проекта закона РТ «О печати и других средствах массовой информации» в журналистских кругах продолжаются. Продолжается и его изучение в рабочих комитетах парламента и правительстве страны. По словам депутата МН РТ Салимзаде, в случае одобрения законопроекта, его вынесут на рассмотрение парламента уже в октябре месяце.
Сентябрь на исходе. Журналистская общественность с нетерпением ждет принятия нового закона с предложенными ими поправками и дополнениями.
Но, насколько оправдается надежда журналистов быть услышанными правительством страны, покажет время.
Татьяна Белицкая, НАНСМИТ
Источник: НАНСМИТ