Новое руководство "Коммерсанта" объявило о приостановке вещания телеканала "Ъ ТВ" в связи с его "экономической неэффективностью". Редакцию "Ъ ТВ" уволят, а сам канал обещают перезапустить в новом формате. Это уже второй проект Демьяна Кудрявцева, за который взялось новое руководство - неделю назад, все по тем же коммерческим причинам, был закрыт журнал "Citizen K". Теперь перемены ждут, по слухам, радиостанцию "Коммерсантъ FM".
Телевидение бизнес-класса
Телеканал "Коммерсантъ ТВ" был символично запущен на пике разговоров о смерти бумажной прессы. Компания, которая когда-то сделала первую в России деловую газету и считается чуть ли не основателем современной журналистики, цифровыми медиа стала заниматься не так давно. Потому, когда "Ъ" вышел на рынок телевидения, место среди конкурентов было найти не без труда. С одной стороны - "РБК ТВ", деловое телевидение, занимающее второе место по популярности среди неэфирных. С другой - молодой "Дождь", за три года завоевавший репутацию одного из самых оперативных новостных каналов.
Создатели "Коммерсантъ ТВ" (кстати, в разработке пилота участвовал и медиаменеджер Антон Носик) решили выделиться на фоне конкурентов, сделав новостной канал не по обычному шаблону. На нем принципиально не было ведущих, а информационный поток формировался за счет картинок, небольших текстовых врезок и закадрового голоса. Сам формат, конечно, существовал и ранее, - подобные каналы, например, часто показывают в общественном транспорте, - но на серьезном информационном поле это было в новинку. Как объясняли создатели проекта, "это телеканал, который можно смотреть, не слушая, и слушать, не смотря".
Собственно, новости и комментарии к ним были основной составляющей канала. Экран в новостных блоках делился на несколько частей: в одной видео или фотография, в другой краткое содержание инфоповода, в третьей - главные новости одной строкой, в четвертой финансовые сводки (курс валют или график фондовых индексов), а в пятой - новости из соцсетей. Смотреть такой канал с интересом долго вряд ли кто мог, зато, включив его на несколько минут, можно было сразу понять "повестку дня". Отсутствие же ведущих давало меньше поводов упрекать канал в необъективности.
Правда, были у "Коммерсантъ ТВ" и исключения: в январе 2012 года, к началу президентской кампании канал запустил спецпроект с популярным телеведущим Леонидом Парфеновым. Парфенов после долгих лет документальных фильмов и исторических передач впервые вернулся к информационно-аналитическому жанру и смог снова обсуждать на телеэкране самые злободневные вопросы. Обсуждал он их при этом не один, а с главными ньюсмейкерами тех месяцев - кандидатами в президенты и участниками оппозиционных акций. Представить себе разговор Парфенова с Навальным, Удальцовым и даже Кудриным на федеральном канале до сих пор невозможно, поэтому выпуски проекта "Выборы 2012: первые лица" собирали десятки тысяч просмотров на YouTube.
Впрочем, после выборов проект закрылся, и больше ничем особенно ярким "Коммерсантъ ТВ" запомниться не успел - кроме разве что эксклюзивного показа документального фильма Веры Кричевской "Прогон года" про проект "Гражданин поэт".
Главная проблема для неэфирных каналов - это, конечно, проблема распространения. Помимо сайта kommersant.tv канал вещал на платформе "НТВ плюс", а с июня - в пакете "Ростелекома" (в том числе, на Сибирь и Дальний Восток). К концу июня, то есть после девяти месяцев вещания, среднемесячный охват аудитории канала составлял более 2,7 миллиона человек. Для сравнения, месячная аудитория канала "Дождь" в октябре 2011 года, то есть через полтора года после запуска, составляла по кабельным пакетам 3 миллиона человек. Интереснее здесь даже качественная, а не количественная составляющая: 69 процентов аудитории "Ъ ТВ" - это руководители и квалифицированные специалисты, а 76 процентов имеют высшее образование.
Тем не менее, в июне новые руководители холдинга "Коммерсантъ" заявили, что у канала в его нынешнем виде нет возможностей выйти на окупаемость (хотя примерные сроки выхода подобных проектов на окупаемость составляют от четырех до пяти лет). В связи с этим руководство компании приняло решение приостановить вещание и уволить часть редакции (кроме тех, кто также работает на "Коммерсантъ FM"). Позже, правда было объявлено, что канал не закроют совсем, а к осени разработают для него новую "экономически состоятельную" концепцию. Как выразился в своем фейсбуке медиаменеджер Леонид Бершидский, "русский медиарынок возвращается в ситуацию конца 90-х, когда на нем было два, может три издателя, способных сделать новый проект и не суетиться через год, требуя, чтобы он уже, давай-давай, приносил деньги сейчас же". Диагноз малоприятный, особенно если учесть, что все знают по федеральным каналам, как в России принято делать коммерчески успешное телевидение.
"Коммерсантъ не продается"
Собственно, новость о закрытии "Коммерсантъ ТВ" и его переформатировании после всех перестановок в самом "Коммерсанте" удивила мало кого. Новые руководители - Дмитрий Сергеев и Иван Таврин - пришли в "Коммерсантъ" с установкой на коммерческий успех, и поэтому слухи о том, что они вскоре займутся сворачиванием наименее прибыльных проектов холдинга, ходили с самого начала. Иван Таврин, правда, заявлял, что основной своей задачей видит "дальнейшее повышение бизнес-эффективности при сохранении всех завоеванных холдингом позиций и бережном отношении к традициям издательского дома", однако эта обтекаемая формулировка не помешала руководству уже через две недели закрыть журнал "Citizen K" - под тем же самым предлогом отсутствия коммерческих перспектив.
Самой загадочной остается судьба радиостанции "Коммерсантъ FM". То, что Алишер Усманов, владелец холдинга "Ъ", недоволен ее финансовыми показателями, было известно уже давно - источники "Ленты.ру" сообщали о скорой продаже радио еще весной. После того как стало известно об увольнении Кудрявцева, главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов даже высказал предположение, что в покупке "Коммерсантъ FM" может быть заинтересовано правительство Москвы, занимающееся созданием медиахолдинга. Тогда руководство "Коммерсанта" все эти слухи опровергло, заявив, что "вопрос продажи 'Коммерсанта' ни целиком, ни по частям не обсуждался".
Как "Коммерсантъ ТВ" и "Citizen K", радиостанция "Коммерсантъ FM" была запущена при Кудрявцеве. Когда тот после скандала во "Власти" перешел с должности главы издательского дома на должность гендиректора холдинга, подразумевалось, что он будет заниматься, в первую очередь, именно развитием цифровых медиапроектов. По его собственным словам, предложенная им концепция акционеров не устроила - как теперь становится понятно, потому, видимо, что предполагала сохранение большей части проектов холдинга. Теперь, когда Кудрявцев почти не может повлиять на то, что происходит в компании (хотя он все еще состоит в совете директоров), все запущенные им проекты оказались под угрозой. И если новое руководство останется в этот раз верно своему слову и продавать ничего не будет (хотя, как мы помним по истории с Прохоровым и "Властью", спрос на коммерсантовские бренды есть и без предложения), то эти проекты ожидают только два пути: продажа или кардинальное изменение. Так архитектурный обозреватель "Ъ" Григорий Ревзин уже намекнул на возможную смену редакции журнала "Огонек". В любом случае, "Коммерсанту" в том виде, в каком он был при Кудрявцеве, существовать осталось недолго.
Елизавета Сурганова
Источник: Lenta.ru