Сегодня общественное вещание действует во многих странах мира, хотя оно далеко неоднородно как по форме, так и содержанию.
Общественное телевидение сегодня существует более чем в 40 странах мира. Оно различается формой собственности, способом финансирования, содержанием программ и объемом аудитории.
Например, такие телекомпании, как немецкая ARD, имеют несколько собственных теле- и радиоканалов и занимают лидирующие позиции в своей стране. Другие, вроде итальянской RAS, вещают на одну из областей страны, и не производят собственного контента, а заимствуют его у других каналов.
В то же время у общественного вещания в разных странах есть и общие черты. Большинство телеканалов ориентируются на сохранение собственной автономии, свободу информации от политического контроля или влияния, независимость от местных органов власти и от коммерческих интересов.
Общественное телевидение непременно должно быть независимым и неподотчетным государству. Для этого в разных странах установлены те или иные формы общественного контроля.
Все общественные теле- и радиоканалы действуют в соответствии со специальным национальным законодательством. Это могут быть отдельные законы, как, например, Королевская хартия, составляющая правовую базу британской корпорации Би-би-си, или Закон об общественном вещании в США.
Форма собственности
Компании общественного вещания различаются по форме собственности.
Общественно-правовая форма собственности германской телекомпании ARD, например, подразумевает, что компания не находится ни в государственной, ни в частной собственности, а принадлежит всему обществу. При этом управляет компанией совет, формируемый из представителей важнейших общественно-политических организаций (партий, церквей и профсоюзов).
Испанская корпорация RTVE определяет себя как "принадлежащая государству коммерческая компания с особым автономным статусом". Фактически, она представляет собой акционерное общество, чей акционерный капитал полностью является государственным. Управлением занимается административный совет, члены которого избираются парламентом Испании.
Статут ирландской компании RTE некоммерческий, без состава акционеров, однако Совет правления назначается министром связи и массовых коммуникаций, энергетики и природных ресурсов Ирландии (т.е. от лица государства), поэтому ее также нередко называют полугосударственной.
Информационная политика и "миссия" телекомпании
В общих чертах, всякое общественное телевидение предполагает принципиальное использование максимально объективной информации. Тем не менее, в отдельных аспектах своей информационной политики разные телекомпании придерживаются собственных подходов.
Некоторые телекомпании фокусируются исключительно на новостном контенте. Самый яркий пример здесь телеканал Euronews. Согласно своей официальной миссии, Euronews должен давать зрителям "европейский ответ на информационные вызовы современности". Он также обещает реагировать на "потребность упрочения новой наднациональной самоидентификации народов континента с ростом влияния Европейского союза".
На практике этот звучный подход выражается в круглосуточной трансляции хроники мировых событий с комментариями на одиннадцати языках. Несмотря на региональный характер миссии телеканала, еще три года назад его совокупное вещание охватывало почти триста миллионов домохозяйств в 150 странах мира.
Другие телеканалы работают в сфере общественно-политической информации. Одна из крупнейших компаний общественного телевидения, американская C-SPAN, три десятка лет назад создавалась для прямых трансляций заседаний Палаты представителей США.
Сегодня C-SPAN видит свою миссию в том, чтобы "обеспечить аудитории доступ к форумам государственного и общественного значения, а также к общественно-важным дискуссиям госслужащих, экспертов и журналистов, без комментариев и анализа". Программы телеканала собирают у экранов телевизоров зрителей в 100 миллионах домохозяйств по всей территории США.
Встречаются и другие направления информационной политики телекомпаний. Чаще всего это они связаны с образовательной и культурно-просветительской работой с аудиторией.
Стоит отметить, что многие телекомпании общественного телевидения назвали в числе своих приоритетов служение региональным интересам и ценностям. Среди них можно назвать южноафриканскую SABC, индийскую Prasar Bharati, ирландскую RTE.
Финансирование
Общественное телевидение в разных странах устроено неодинаково и с точки зрения финансирования. Предполагается, что оно производится в соответствии с местным законом, и исключает возможность подчинить канал коммерческим интересам.
Как правило, за просмотр каналов общественного телевидения платят зрители, внося ежемесячную абонентскую плату. Эта плата может быть чисто символической (6 центов США в случае американского телеканала C-SPAN), или довольно весомой (около 18 евро в месяц за немецкий ARD и даже 100 евро за нидерландский NOS). Единственной страной в Европейском Союзе, чьи граждане не платят налогов на общественное телевидение, является Испания.
Часто финансирование общественного вещания - смешанное и покрывается частично из государственных и общественных фондов и госбюджета.
Общественный статус не мешает некоторым телекомпаниям вести коммерческую деятельность. Многие из них частично финансируются за счет рекламы.
Правда, здесь действуют некоторые ограничения: обычно рекламные паузы ограничены по продолжительности и возникают в строго отведенное для них время. Объем рекламы на общественных телеканалах строго регламентируется.
Так, например, на немецком телеканале Das Erste, входящем в холдинг ARD, рекламные вставки разрешены лишь в период с 14 до 20 часов. Их длительность не должна превышать 3 минут за один блок. Обычно они включаются между передачами, а не прерывают их. В общей сложности реклама на канале не должна превышать 20 минут в день.
Анна Курская, обозреватель РИА НовостиИсточник: РИА Новости