Информационное агентство Kazakhstan Today провело блиц-опрос на предмет отношения к работе журналистов и оценки материалов в средствах массовой информации.
По мнению большинства респондентов, СМИ поверхностны в освещении специальных вопросов, что, по мнению специалистов, связано с общим снижением уровня образования и компетенции в различных сферах экономики, политики и социальной сферы.
В ходе опроса стало ясно, что не все довольны именно профессиональной стороной дела. Опрошенные приводили курьезные примеры, когда в материалах журналисты использовали неточную формулировку или толкование специального термина. При этом неверное употребление профессиональных терминов, по мнению опрошенных, влечет за собой искажение смысла всей публикации.
В частности, бизнес-сообщество выразило сожаление по поводу поверхностного освещения журналистами экономических и финансовых вопросов.
Так, по словам экспертов страхового рынка, часто журналисты путают понятия страховых выплат со страховыми премиями, страхователя со страховщиком, при этом не видят разницы между страховыми компаниями и страховыми агентствами. А понятия «франшиза», «ретроцессия» журналистами разных СМИ вовсе истолковываются по-разному.
В то же время за разъяснениями к специалистам журналисты практически не обращаются, а на обучающие семинары ходят неохотно, ограничиваясь лишь короткими комментариями.
Примерно такую же картину описывают участники других сегментов рынка, отмечая, что ошибки часты в вопросах, касающихся специализации.
В частности, не поняв употребленное в ходе одной из пресс-конференций, посвященной развитию медицины, слово «биосимиляры» (копия биологических препаратов) журналисты заменили на слово «биостимуляторы».
Даже в значительно менее специальных сферах, журналисты, а вместе с ними и редакторы, в том числе республиканских СМИ, допускают ошибки в использовании понятий «вагон» и «локомотив», посетовали железнодорожники.
Ошибки и курьезы бывают более или менее безобидными и вызывают реакцию от добродушного смеха до нешуточных обвинений.
Напомним, год назад глава Национального банка РК Григорий Марченко, рассуждая о профессиональных способностях казахстанских журналистов и редакторов, жестко отозвался о подобных прецедентах, назвав журналистов дилбертами. «В США в 90-е годы вышла книга — называется»Принцип дилберта«. И он очень простой — то есть, человек, когда он занимается не своим делом или в сфере деятельности, которую он профессионально не знает, этот человек чаще всего делает какие-то неправильные суждения, а иногда ведет себя, как идиот. И у нас таких дилбертов очень много», — заявил он.
«Понимаете, если я буду рассуждать о балете или о стрижке овец, я буду (выглядеть. — Прим. агентства) точно так же, но я этого не делаю. А люди, которые не имеют экономического и финансового образования, никогда не работали в финансовых институтах, не понимают вообще, как и что работает в этой сфере, они очень легко делают публикации на тему»Что будет с банками?«,»Какой будет курс валют?«, и вы (редакторы. — Прим. агентства) их публикуете с удовольствием… И это очень грустно. И я об этом говорю без всякого, потому что 16 лет уже прошло, никакого прогресса нет. Полная дилбертизация всей системы СМИ. А мы вас учили много раз, вы ж не ходите на это обучение, потому что вы очень занятые, с одной стороны, и уже слишком умные», — заключил глава Национального банка РК.
ИА «Kazakhstan Today» http://www.kt.kz/?lang=rus&uin=1133168071&chapter=1153527670
Источник: MediaNet