Онлайн-издания становятся все более значимыми источниками информации в странах Центральной Азии. Одновременно с этим возрастает и стремление властей ужесточить контроль в этой сфере.
Проблема свободы слова в интернете стала ключевым вопросом, который обсуждался экспертами из стран Центральной Азии в ходе регионального форума, прошедшего в столице Киргизии при поддержке Европейской комиссии. Было отмечено, что число пользователей интернета в странах региона ежегодно растет.
В то же время, согласно данным ресурса Internet World Stats, крайне низким этот показатель остается в Туркмении, где всего 1,5 процента жителей имеют доступ к интернету. Дальше других в этом отношении продвинулись Казахстан и Киргизия, где интернетом пользуются уже порядка 15 процентов граждан.
Одновременно с этим растет и популярность онлайн-изданий, которые становятся альтернативными источниками информации. Поэтому, как говорит управляющий директор по Центральной Азии Института по освещению войны и мира (IWPR) Абахон Султонназаров, все актуальнее становится и вопрос цензуры в интернете со стороны властей.
Наиболее свободными пока остаются онлайн-издания в Киргизии
«В Киргизии была инициатива приравнять интернет к СМИ, но в итоге, и это победа гражданского общества, этот процесс приостановили,- рассказывает Абахон Султонназаров. В Казахстане закон жестче, далее идет Таджикистан, а Узбекистан и Туркмения занимают первые места с обратной стороны. В этих двух странах все ограничивается, блокируется».
В одной из самых закрытых республик региона Узбекистане власти пытаются контролировать интернет-издания не меньше, чем традиционные СМИ, говорит узбекский политолог Ташпулат Юлдашев, который был вынужден бежать из своей страны. По словам Юлдашева, в Узбекистане единственным источником объективной информации остался интернет, прежде всего, веб-сайты зарубежных СМИ.
В Узбекистане на многие веб-сайты наложен запрет
«Граждане, конечно, стремятся больше прибегать к услугам интернет-ресурсов, но не получается. Наложен запрет на многие веб-сайты, которые публикуют информацию об Узбекистане, они просто блокируются», подчеркивает Ташпулат Юлдашев.
По его словам, другой проблемой является высокая стоимость интернет-услуг в Узбекистане. Помимо этого, говорит узбекский политолог, власти преследуют тех, кто пользуется «нежелательными» сайтами и тех, кто пишет для них.
«Несмотря на такое давление, в Узбекистане сейчас хотят принять новый закон о средствах электронной информации. Я не знаю, куда еще сильнее давить, но, видимо, давление еще усилится на тех, кто готовит материалы для иностранных информационных агентств», отмечает Юлдашев.
Влияние узбекской диктатуры на соседние страны
По мнению Юлдашева, диктаторский режим в Узбекистане не может не оказывать влияния и на соседние страны.
«Усиление диктаторского режима и расширение сотрудничества Узбекистана со странами запада влияет на соседние страны. Например, в Киргизии сейчас президент Курманбек Бакиев тоже идет по пути Ислама Каримова, он уже установил в Киргизии авторитарный режим», говорит Ташпулат Юлдашев.
Тем не менее, как считают эксперты, по сравнению с соседними странами именно в Киргизии интернет-пространство пока остается наиболее свободным, хотя периодически со стороны властей исходят инициативы ужесточить контроль над онлайн-изданиями. Попытки ряда депутатов приравнять все интернет-издания по статусу к средствам массовой информации подверглись жесткой критике со стороны гражданского общества. В итоге этот вопрос был отложен. Но в отличие от Киргизии, в соседнем Казахстане похожий закон все-таки был принят. Как говорит эксперт Института стратегических исследований при президенте Казахстана Антон Морозов, многие страны стараются регулировать содержание сайтов в интернете.
«Например, в Европе больными местами стали детская порнография, нацистские идеи. Что касается Казахстана, то здесь тоже наблюдается желание регулировать содержание интернета», говорит Морозов.
«Цензура наступает на Казнет...»
Вместе с этим эксперт подчеркивает, что механизмы регулирования в Казахстане были выбраны далеко не самые эффективные.
«Избрана запретительная позиция. Это желание отдельных чиновников сделать свою жизнь более комфортной и установить цензуру в интернете, либо навязать журналистам самоцензуру», говорит Антон Морозов.
По словам казахстанского журналиста, представителя движения «За свободный интернет» Ирины Медниковой, в Казахстане, как и в Киргизии, гражданское общество всячески пыталось противостоять принятию поправок в законодательство, которые позволили властям усилить цензуру в интернете.
«Мы полгода пытались выразить общественный протест, но, к сожалению, президент подписал закон. У нас сегодня блокируется порядка 20 интернет-изданий, которые отличаются критической оценкой деятельности власти. Цензура наступает на Казнет. К сожалению, мы в этом уже уверены», заключила Ирина Медникова.
Автор: Александр Токмаков, Бишкек
Источник: Немецкая волна