Internews Kazakhstan

"Налоговые каникулы" для СМИ Кыргызстана

Cоздан:   пн, 26/10/2009 - 09:43
Категория:
Тэги:

«Финансово-экономический кризис, снижение покупательской способности населения, отсутствие полноценной государственной поддержки прессы значительно сказались на развитии периодической печати нашей страны», - сказал в интервью ВРС Александр Миясаров, и.о. исполнительного директора Ассоциации издателей и распространителей периодической печати (АИРПП) КР.

В начале интервью Александр Миясаров привел статистику, согласно которой, по итогам 2008 года в Кыргызстане выпускалось около 400 наименований газет и журналов, по итогам девяти месяцев текущего года было выпущено только 350. Кроме того, 70 процентов газет за последний год сократили свой тираж либо периодичность выхода, продолжают сокращаться тиражи изданий на русском языке. Около 25 процентов газет оставили свои тиражи неизменными, но в это число большей частью вошли издания, которые относятся к некоммерческим проектам: газеты органов и ведомств государственной власти, диаспорные, студенческие и так далее. И только пять процентов изданий увеличили свой тираж в этом году.

«Это очень плачевный показатель, ведь до этого ежегодный рост рынка составлял порядка 10-15 процентов. Думаю, что до конца года приведенный тираж отпечатанных газет упадет не менее чем на 3-5 процентов, то есть максимально до 5 миллионов экземпляров в приведенном выражении. Финансово-экономический кризис, снижение покупательской способности населения, отсутствие полноценной государственной поддержки прессы значительно сказались на развитии периодической печати нашей страны», - сказал Миясаров.

«Основными источниками доходов изданий являются распространение и реклама. Начиная с четвертого квартала 2008 года, большинство редакций печатных СМИ почувствовали снижение потребительского спроса, тиражи ряда газет стали падать, хотя традиционно именно в сентябре-октябре на рынок обычно выходит много новых изданий, растет деловая активность, рекламодатели начинают формировать свои бюджеты. Однако осень 2008 года для большинства печатных и электронных СМИ выдалась холодной – маркетинговые бюджеты компаний были заморожены, читатели стали экономить на покупке периодики, подписная кампания ГП “Кыргызпочтасы” была сорвана, а договоры на распространение изданий были заключены только в середине февраля 2009 года, что в конечном итоге и привело к общему снижению рынка печатной прессы. Пролонгация договоров стала возможной только благодаря вмешательству Ассоциации издателей и распространителей периодической печати в эту ситуацию. С руководством “Кыргызпочтасы” был найден компромисс. Издания снова поступили в розничную продажу и по подписке», - рассказал Миясаров.

«К сожалению, проблема эффективного распространения периодической печати еще долго будет преследовать редакции. Существующая система не совершенствуется, а скорее ухудшается, старые распространители работают плохо, новые – не приходят. В целом, рынок печати и распространения нерентабелен, неконкурентоспособен, поэтому и не имеет инвестиционной привлекательности. Стоит отметить, что сегодня к рынку распространения периодики проявляет интерес Национальная Сеть распространения прессы “Союзпечать”, имеющая более 7 000 торговых объектов в регионах России и Белоруссии. Но инвестор должен быть уверен в том, что его инвестиции будут окупаться, а его бизнес будет защищен, он должен иметь гарантии».

«Есть и другая большая проблема – газеты являются относительно дорогостоящим товаром. К примеру, средняя цена печатного издания составляет 15-20 сомов, что могут позволить себе далеко не все граждане нашей страны, особенно в регионах. Уменьшение налогового бремени для СМИ позволит снизить стоимость прессы и в том числе для малообеспеченных слоев населения», - отметил Миясаров.

«Что касается второго источника дохода – рекламы, то в этом году мы отмечаем, что рекламный рынок в печати сократился на 30 процентов, а это несколько миллионов долларов. Менеджмент крупнейших компаний-рекламодателей был напуган отрицательными прогнозами и трендами рынка, плохими новостями со всего мира и начал значительно сокращать рекламные бюджеты, а позднее перераспределять средства на другие рекламные каналы, более эффективные с их точки зрения», - сказал и.о. исполнительного директора АИРПП.

Для урегулирования ситуации, по мнению Александра Миясарова, необходимо как можно скорее принимать кардинальные меры. Так, на сегодняшний день АИРПП предлагает придать прессе статус социально значимого товара и снизить налоговую нагрузку.

«Сегодня все СМИ работают по тем же правилам, что и бизнес-структуры и не имеют абсолютно никаких послаблений, а ведь СМИ нерекламного и неэротического характера выполняют общественную роль – информирует граждан Кыргызской Республики, которые должны в полной мере обладать правом на беспрепятственное и доступное получение социально-значимой информации», - отметил Александр Миясаров.

«Что касается налогового послабления для электронных и печатных СМИ, то мы выносим на обсуждение общественности проект о введении налоговых каникул на несколько лет. Необходимо введение нулевой ставки НДС на все этапы производства и распространения печатной продукции, отмена налога на прибыль, выплат в местные бюджеты, отмена таможенных пошлин на полиграфическое и телекоммуникационное оборудование, расходные материалы, введение льгот для распространителей печатной продукции. Необходимо подумать и о размещении государственных заказов в СМИ, механизмах получения льготного кредитования. Это будут самые успешные антикризисные и стимулирующие меры для развития СМИ со стороны нашего государства», - сказал Миясаров.

Рассказывая о том, какой эффект дадут налоговые каникулы для печатных и электронных СМИ, Миясаров сказал: «Эти меры помогут медиаотрасли значительно улучшить свое финансовое положение, поспособствуют увеличению числа рентабельных медиа. Одновременно с этим станет появляться новое полиграфическое оборудование для журнальной, книжной и газетной печати, улучшиться материально-техническая база игроков рынка, и, следовательно, качество исполнения печатной продукции. Периодика и книги станут значительно доступнее. Кроме этого, руководители СМИ смогут позволить повысить зарплату своим сотрудникам, начнут обучать персонал редакций, привлекать на работу менеджеров и журналистов, улучшать контент, продвигать свои издания и бороться за своего потребителя, то есть смогут потратить сэкономленные деньги на развитие своих медиапредприятий».

«Однако отсутствие консолидации отрасли и лоббирования участниками медиа-рынка своих интересов не позволяют говорить о том, что эти антикризисные меры найдут поддержку со стороны Правительства и Жогорку Кенеша в ближайшей перспективе. Но это не повод не начинать разговор об этом, скорее наоборот – сегодня залог успеха медиаотрасли – объединение и поиск компромиссов как внутри самой отрасли, так и с государством».

«Создание налоговых льгот для издателей и придание прессе статуса “социально-значимого продукта” позволит за несколько лет вывести газетно-журнальную, книжную, распространительскую, рекламную отрасли на новый уровень, даст новый импульс активному развитию прессы в нашей страны», - подчеркнул Александр Миясаров.

О законодательных инициативах Александр Миясаров отметил следующее: «Разработанные рабочей группой поправки к Закону “О СМИ” не позволяют говорить о кардинальном изменении статуса средств массовой информации как отрасли. Закон, даже с принятием этих поправок, останется большей частью декларативным, а нужен действующий, стимулирующий, привлекательный для инвесторов и зарубежных игроков, эволюционный, закон с прописанными процедурами и ролями участников взаимоотношений (учредителя, главного редактора, издателя, распространителя, государственных органов) в области договорных отношений, обоюдной ответственности участников рынка, регистрации и учета СМИ, справедливой конкуренции, внедрения принципов саморегулирования отрасли и досудебного решения».

«К сожалению, сегодня отсутствует законы об издательской и распространительской деятельности, которые необходимо разработать и принять. В целом нужно говорить о том, что игрокам отрасли надо объединиться, подготовить концепцию желаемых изменений, а затем начать разрабатывать и лоббировать поправки во все законы и подзаконные акты, которые касаются деятельности СМИ, включая Налоговый и Таможенный кодексы КР. Не надо ограничиваться одними техническими поправками в Закон “О СМИ”, а надо думать о будущем всей отрасли, которая испытывает трудности и ощущает на себе кризисные явления», - заключил Александр Миясаров.

Источник: Бишкекский Пресс Клуб