Internews Kazakhstan

"Прослушайте, пожалуйста, лекцию, которую вы прогуляли"

Cоздан:   вт, 26/08/2008 - 16:32
Категория:
Тэги:

Будни академического интернет-радио

В начале августа председатель столичного комитета телекоммуникаций и средств массовой информации Владимир Замуруев сообщил, что по причине «исчерпания в столице частотного радиоресурса» будут создаваться интернет-радиостанции.

Замуруев сказал, что «среди таких программ» будут студенческие, и добавил, что 40% молодых москвичей слушают радио в сети Интернет. Одна из таких радиостанций – «Факультет».

С появлением Интернета мир окончательно сошел с ума.

Из открывшейся дыры на свет вылезло нечто запредельное: педофилы, любители расчлененки, некрозоофилы, нацисты, партийные, сумасшедшие, безработные, наркоманы, дромоманы (увлеченные побегами из дома, скитаниями) и аллотриофаги (поедающие несъедобные вещи). Помимо этого, все желающие получили возможность создавать и обмениваться информацией во всех мыслимых видах: аудио, видео, фото, текст.

На глазах происходит избавление от привычных вещей. Чтобы делать газету или журнал, больше не нужна бумага, телевидению не требуется канал и даже телевизор, а чтобы вести радиоэфир, не нужно иметь частоту. Интернет дал возможность любому человеку делать свое СМИ. Нужно всего лишь оторвать задницу от дивана.

На третьем этаже факультета журналистики МГУ, за дверью с табличкой «Лаборатория медиакультуры и коммуникаций», в небольшой тускло освещенной комнатке, обшитой звуконепроницаемым материалом, безостановочно ведется работа над круглосуточным эфиром академического интернет-радио «Факультет».

Как известно, у обычного радио эфирный сигнал идет либо по проводам (кабельное радио), либо по волнам. Интернет-радио – это аудиофайл с записью программы, который путешествует по Сети, всегда доступный для скачивания. Человек не зависит от расписания: он выбирает, какую программу он хочет послушать прямо сейчас. Все, что нужно сделать, – скачать выпуск и запустить его в аудиопроигрывателе.

Эфирная сетка академической радиостанции условно делится на две части: образовательная и развлекательная. Регулярно в эфире – записи лекций факультетских преподавателей; в сессию их проигрывают чаще. Передачи, рассказывающие о чем-нибудь интересном, например, о мастерах фотографии («Факультет» брал интервью у Юрия Роста), истории гонзо-журналистики1 или о духе времени России 90-х. Развлекательная часть – как правило, музыка и все с ней связанное. В студию постоянно приходят диджеи и отыгрывают музыкальные сеты на студийных виниловых вертушках – предмете особой любви Михаила Резвана, звукорежиссера. В эфире ведущие беседуют с преподавателями, чтобы, как говорит главный редактор станции Александр Ганюшин, «развеять мифы, сорвать маски и задать вопросы интимного плана».

Расписание выхода программ подобрано под типичный образ жизни студента. До 16 часов транслируются лекции, потом – успокаивающая музыка. В середине дня – ток-шоу с преподавателями, журналистами, редакторами журналов и сайтов, фотографами. Вечером начинается веселье, люди отдыхают, поэтому в эфире ведущие беседуют с музыкантами, композиторами, писателями.

На содержании эфира сказывается участие большого количества непохожих людей: со своими идеями записываться приходит много студентов.

Как-то даже я выпустил передачу – «Сон разума». В ней я зачитывал идиотские заголовки, которые находил при чтении новостных лент, что-то вроде «В Швеции объявилась банда карликов-грабителей», обнародовал большой список настоящих запросов в Интернете и беседовал с гостями-неудачниками. Все это перебивалось веселой музыкой и наталкивало на вопрос: «Куда вообще мир катится?».

Из соображений цензуры передачу скоро сняли с эфира, звукорежиссеру сделали выговор за плохую музыкальную «подложку», и второй выпуск уже в сетку не попал.

Главный редактор называет всех своих сотрудников «универсальными солдатами» – каждый из пятерых штатных сотрудников пашет за десятерых. Программный директор отвечает за производство передач, идеологию радиостанции, собирает энтузиастов, распределяет между ними время в студии, а также занимается пиаром, выполняет функции корреспондента и ведет свою авторскую передачу. Два звукорежиссера, работающих посменно – первый с утра до 5—6 вечера, другой до самой ночи. В их обязанности входит запись и монтаж, а также присмотр за дорого¬стоящей техникой. Сейчас основное направление их работы – «причесывание», подтягивание эфира до профессионального уровня. Системный администратор, в обязанности которого входит работа с программой, вытаскивающей нужный аудиофайл в нужное время и отправляющей его в эфир. Главный редактор, помимо руководства, занимается глобальными вещами, как, например, поиск спонсоров, межфакультетские мероприятия, связь с внешним миром, обсуждение бюджета.

Рабочий день зависит от планов. Иногда бывают очень напряженные дни, когда от дел нет отбоя: сайт нужно дорабатывать, исправлять недочеты, программ становится все больше и их нужно монтировать, сервера «падают», с кем-то нужно встретиться, договориться, обсудить, можно ли и как делать видеотрансляции, и прочее. А иногда работы нет вообще – лежит одна программа, и ее нужно чуть-чуть подтянуть и «выложить». В сессию почти ничего не записывается, а в семестре, наоборот, приходят отдохнувшие студенты и преподаватели и пашут как проклятые.

Сейчас сделать свое радио может каждый, сидя дома за компьютером с микрофоном. Несмотря на это, создание радио может стать весьма затратным делом, если подход к нему серьезный. Как в случае с академическим радио, вещание которого, как мечтает главный редактор, когда-нибудь будет вестись и на радиочастоте.

Для начала необходимо арендовать помещение и подключить хороший интернет-канал. С первым у станции проблем не было. Затем – сервер или хостинг2. Хостинг дело совсем недорогое и подходит для небольших, преимущественно частных станций: двухсот-пятисот мегабайт места должно хватить на приличное количество аудиофайлов. Сервер же – вещь затратная: хороший стоит в районе 7-11 тысяч долларов. У FMGU есть два сервера, находятся они на Воробьевых горах. Это значит, что сначала контент заливается из студии на Моховой туда, и уже оттуда – всеми желающими скачивается по Интернету. Старые выпуски, уже не ротирующиеся, хранятся на дисках в студии.

Студийное оборудование тоже недешево стоит. Компрессор, внешние звуковые платы, техника для оцифровки звука, не загружающая центральный процессор, диджейский пульт и виниловые вертушки, а также плееры iPod всем сотрудникам для прослушивания программ, звуковых дорожек и семплов3 обошлись студии в 15 тысяч долларов. Плюс зарплаты сотрудникам.

В бюджете не хватило 150 тысяч рублей на колонки по всему факультету: две влагозащитные – на крыльце, несколько на балюстрадах. Так последние новости и важные внутренние сообщения (например, изменения в расписании или отмена занятий по болезни преподавателя) можно было оперативно доставлять во все уголки здания. Ганюшин говорит, что такими колонками обустроено радио в Пермском государственном университете.

Ребята особенно не унывают по этому поводу и планы у них большие. Если удастся собрать по-настоящему большую аудиторию, регулярно посещающую сайт, то, во-первых, можно будет зарабатывать на рекламе, а во-вторых, оперируя этими цифрами, можно будет попробовать получить частоту на средних волнах, чтобы делать социальное радио. Ганюшин и его сотрудники говорят, что да, этого будет сложно добиться, но на их стороне вера в необходимость делать качественное, непопсовое радио, которое позволило бы молодежи общаться и дискутировать, узнавать новое. Такое, чтобы без скандальных ток-шоу, джинсы. Работа продолжается.

А ночью, когда факультет уже совсем пуст, Михаил Резван играет на виниловых вертушках расслабляющую музыку – еще один рабочий день на любимой работе прошел.

1Википедия гласит: направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортер выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции, для того чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики является неотъемлемой чертой этого стиля.

2Предоставление дискового пространства для размещения информации на сервере, постоянно находящегося в Сети.

3Фрагмент звука, переведенный (оцифрованный) с помощью компьютера или другого устройства в цифровую форму. Семплы широко используются в современных музыкальных синтезаторах, компьютерной музыке, бытовой мультимедийной технике. Самая популярная компьютерная программа для создания семплов – Fruity Loops.

Источник: Прессинг