С начала «Эксперимента российского масштаба», в ходе которого компании из разных сфер бизнеса рассказывали о том, как они продвигаются в социальных медиа, прошло семь месяцев. Самое время подвести первые итоги и посмотреть, чему можно научиться на опыте участников.
АРТУР ВЕЛЬФ
Запуская вместе с компанией Mail.Ru этот спецпроект, мы ставили перед собой несколько задач.
Основная идея маркетинга в соцмедиа проста и понятна: поскольку люди проводят значительное количество времени в соцсетях, компаниям есть смысл идти вслед за своей аудиторией, чтобы контактировать с ней там, где ей это удобно. Но как это делать, представляли себе очень немногие. Большинство экспертов по продвижению в социальных медиа предупреждали участников проекта, что результатов от их действий в соцсетях не следует ждать ранее чем через полгода. Это время прошло, поэтому настало время подвести промежуточные итоги.
Вспомнить все
Вступая в «Эксперимент российского масштаба», участники были преисполнены энтузиазма. «Мы хотим привлечь 10 000 новых клиентов за 3 месяца, писал в первом отчете директор управления по взаимоотношениям с клиентами компании Спутник-АЙСИК Алексей Артюков. На 10 000 новых клиентов мы планируем совокупно потратить не больше 1 млн рублей». «Панасоник» планировал добиться 10 000 регистраций в сообществе Lumix за первые два месяца, и чтобы при этом доля трафика из социальных медиа на сайт достигла 30%. Участники в красках расписывали, как они будут взаимодействовать с членами своих сообществ в соцмедиа после того, как сообщат людям с помощью рассылки приглашений о том, что их компания теперь присутствует в соцсетях. «На нашем сайте будут проходить интерактивное голосование и конкурсы, постоянно обновляться анонсы экспедиционных событий, писал в первом посте руководитель проекта Экспетра.ру, являющегося магазином-клубом нестандартных решений компании Экспедиция, Николай Гольдберг. Мы будем дружить с вами в социальных сетях, приглашать в группы, высылать приглашения на участие в конкурсе, а еще выпустим удивительный видеоролик». Сейчас по запросу «экспетра.ру» Google выдает ссылку на блог компании на сайте Ъ с пометкой «Участие в проекте приостановлено».
Большинство участников проекта планировали привлечь в свои сообщества пользователей, которые в своих профилях указали интересы, соответствующие деятельности компании, и рассчитывали на всплеск продаж этим клиентам. Например, так выглядела стратегия компании «Спутник-АЙСИК»: «Четыре человека каждый рабочий день оставляют по 100 сообщений отобранным по заданным характеристикам пользователям vkontakte.ru. Итого 2000 контактов за неделю». Эта стратегия не сработала, и не только у «Спутник-АЙСИК». Мегауспеха от «Вконтакте» ждал и Роман Масленников, занимающийся продвижением проекта «MyDJ.ru», но и его ожидания не оправдались: «Сейчас в группе 11 078 участников, пишет он. При этом в группе 35 436 непринятых приглашений. Тема Самые диджейские города пока самая востребованная 9 сообщений. Появились два первых заказа на книгу СуперДиджей с автографами. Оба из Беларуси. Заказ пока не оплачен».
Пожалуй, это один из главных выводов, который можно сделать из «Эксперимента российского масштаба»: сообщества, набранные при помощи приглашений людей, не знавших до этого о компании, малоактивны, и рассчитывать на продажи (по крайней мере быстрые) этой аудитории не стоит. В соцмедиа сначала нужно заслужить доверие людей и только после этого рассчитывать на продажи.
Это подтверждается успехом, которого добился один из участников, присоединившийся к нашему спецпроекту чуть более двух месяцев назад. Речь идет о банке «Тинькофф. Кредитные системы», который, не имея ни одного отделения для обслуживания клиентов, в начале марта запустил новую программу онлайн-депозитов. Банк использовал для анонсирования своей услуги и разъяснения ее особенностей аудиторию, которая читала блоги и микроблоги основателя банка Олега Тинькова и вице-президента банка по маркетингу Олега Анисимова. Сама услуга выглядела привлекательно для интернет-аудитории: для оформления депозита не нужно было никуда приезжать, пополнять и снимать депозит также можно без посещения банка. К тому же банк предлагал выгодные проценты по депозиту более 15% годовых с учетом ежемесячной капитализации процентов. Аудитории Тинькова и Анисимова активно включились в обсуждение продукта, Тиньков провел видеоконференцию в интернете, в ходе которой лично ответил на вопросы, которые ему задавали пользователи, а первые клиенты охотно делились своими впечатлениями в своих блогах, донося таким образом информацию до своих друзей. Более того, банк не ограничился маркетингом в социальных медиа и запустил массированную рекламную кампанию своего продукта в интернете. Всего за два с половиной месяца с момента запуска онлайн-депозитов банком был собран почти 1 млрд рублей, при том что годовой план предусматривал привлечение 500 млн рублей. По словам Анисимова, клиенты, пришедшие из соцмедиа, принесли 30% этой суммы. При этом Анисимов считает, что был и косвенный эффект, который не учтен в этих цифрах: «Некоторые люди, прочитав об этой услуге в соцмедиа, не сразу размещали депозит, но потом, увидев рекламу банка, становились нашими клиентами».
Этот кейс приводит нас ко второму выводу: маркетинг в соцмедиа не является полной заменой традиционной рекламе, но при этом способен значительно усилить эффект от нее.
Размер имеет значение?
Однако большинство компаний, присоединившихся к спецпроекту недавно (а мы непрерывно ищем новых участников), продолжают повторять те же самые ошибки. Похоже, через желание получить новых клиентов с помощью соцмедиа проходят все компании. Так, семейный клуб «Все дома», который организует досуг детей и их родителей, ищет новых клиентов среди людей, которые о нем ни разу не слышали. Впрочем, пока его исполнительный директор Миша Бланк доволен результатами: «В Вконтакте есть великолепный инструмент поиск по интересам. Благодаря этой возможности я нашел людей, которым интересно фламенко и которые живут поблизости от моего клуба. Всего я разослал предложения 40 пользователям в 5 районах ЮЗАО. В итоге я набрал группу из 6 человек, что вполне достаточно для старта занятий. И это за один вечер!» Вопрос лишь в том, устроит ли такое собирание клиентов буквально по крупицам другие компании, бизнес которых крупнее, чем у клуба «Все дома».
Кстати, начиная спецпроект, мы опасались, что у компаний разные ресурсы и крупные корпорации будут показывать гораздо лучшие результаты, чем маленькие фирмы. Наши опасения не подтвердились. Продвигаться в социальных медиа прекратил как самый маленький наш участник частнопрактикующий
Не оправдались и ожидания участников эксперимента относительно акций, которые они проводили в соцмедиа. Это только кажется, что стоит объявить о конкурсе с призами, как люди сразу же потянутся в них участвовать. «Мы объявили в соцсетях Tyndr.ru и Vnakate.ru о конкурсе Сделай коктейль, стань барменом!, рассказывает в своем отчете совладелец бренда Косогоров самогон Алексей Ходорыч. Для участия было нужно разместить
Расскажи другу
Удивительно, но ни один из участников нашего спецпроекта не воспользовался возможностью интегрировать свой сайт с соцмедиа. Facebook, ЖЖ и «Твиттер» уже давно позволяют такую интеграцию, а в апреле к ним присоединились и «Мой мир» с «Вконтакте». Это, конечно, непростая задача: нужно продумать стратегию такой интеграции, привлечь программистов, другими словами, серьезно подойти к этому вопросу. Однако такая интеграция позволяет осуществить мечту любого маркетолога, чтобы клиенты, которые
В конце марта интеграцию с Facebook, «Твиттером» и ЖЖ осуществил сайт «Афиша.ру». И хотя прошло немного времени, результаты уже радуют заместителя гендиректора «Афиши» Дмитрия Степанова. «Мы сделали так, чтобы наши пользователи могли привязать к своим профилям на Афише аккаунты в соцсетях, рассказывает он. Они смогут входить на сайт, нажав на кнопку соцсети, вместо того чтобы вводить логин и пароль, а также найти, кто из их друзей в соцсетях также зарегистрирован на Афише. Это позволит им увидеть, что именно оценивают их друзья, на что пишут отзывы или рецензии, а также какие мероприятия они планируют посетить». Такая информация привлекает внимание друзей пользователя, которые могут по ссылке перейти на страницу оцененного им фильма или мероприятия, на которое он собрался, и т. д. По словам Степанова, около 50% активных пользователей «Афиши» уже привязали к своим профилям аккаунты в соцсетях; а каждая ссылка, которую «Афиша» размещает в профиле пользователя в соцсетях, когда тот
Так что можно сделать и пятый вывод: успех в социальных медиа приходит к тем, кто относится к маркетингу в них серьезно. Уже точно можно сказать, что в процессе «Эксперимента российского масштаба» был развеян миф о том, что маркетинг в соцмедиа является бесплатным видом продвижения и что им заниматься легко.
Впрочем, наш спецпроект продолжается, поэтому следите за следующими обзорными статьями, посвященными проекту, большинство из них теперь появляется только на сайте «Коммерсантъ-Деньги».
Источник: КоммерсантЪ - Деньги