Иван Ургант, понятное дело, всю прошлую неделю был под пристальным вниманием публики. И даже не столько той, которая традиционно сидит у телевизора, она уже в это время в 23:30 уходит от экрана, а той, которая его смотрит редко или очень избирательно. О том, что программу ждали, говорят рейтинги премьерного выпуска шоу "Вечерний Ургант" на "Первом канале". Его показатели были очень высокими: в Москве доля аудитории составила 17% с рейтингом 4,5%, по стране в целом программу смотрело более 15% зрителей. А среди тех, кому от 6 до 54 лет и от 14 до 44, доля первой программы и вовсе доходила почти до 20% (рейтинг выше 4%). Для полуночи это очень много.
Эффект ожидания сработал: все-таки Ургант один из самых талантливых телеведущих своего поколения и один из тех, на кого сегодня еще клюет зритель. Но дальше все гораздо прозаичнее: рейтинги "Вечернего Урганта" предсказуемо, в общем, пошли вниз: в среднем доля программы составила около 11-12%. И среди тех, кто старше, и среди тех, кто моложе. После выходных показатели "Вечернего Урганта" немного подросли. Но суть в общем даже не в цифрах. А в том, будет ли ночное шоу "Первого" востребовано теми, для кого оно было запущено в эфир Константином Эрнстом. Видно, что он лично сейчас занимается этим проектом и увлечен им даже больше, чем Ургант.
"Вечерний Ургант", конечно, шаг вперед. Шаг, может быть, совсем короткий, но он позволяет не стоять на месте и опережать других. Пока у каждого получасового выпуска своя структура, и все они получаются в разной степени удачными или наоборот. В целом как-то рвано и неровно. Здесь много реприз "для своих", много цеховых историй, которые вовсе не понятны массовому зрителю. В первом выпуске кроме признания Сергея Безрукова, что он таки сыграл Высоцкого в одноименном кинопроекте, и появления Земфиры был специальный номер с битьем пасхальных яиц. "Не многие знают, сказал Иван Ургант зрителям, что долгие годы идет соревнование между "Первым каналом" и "Россией 1", у кого яйца крепче". После чего представляющие свои телеканалы Владимир Познер и Николай Сванидзе (последний только улыбался, так и не произнеся ни звука) стали бить яйца, на которых были наклеены лица ведущих двух конкурирующих между собой государственных телеканалов. В финале бились яйца больших размеров: на одном портрет Эрнста, на другом Олега Добродеева. Хотя вряд ли зрители "Первого канала" особенно знали в лицо главу ВГТРК и вряд ли понимали, почему это в принципе должно быть смешно.
Но если этот номер был явно недотянут, то уже во вторник при абсолютно скучном выпуске в целом в "Вечернем Урганте" появился ролик, который по степени задумки и талантливому воплощению перекрыл огрехи этой программы. Количество ссылок в Facebook свидетельствовало о его успехе. Перемонтированный ролик по мотивам интервью Владимира Путина руководителям трех федеральных каналов Константину Эрнсту, Олегу Добродееву и Владимиру Кулистикову был феерически смешной! За тяжелым, большим столом в кабинете Путина, где стояли кадушки с подвядшими цветами, на месте премьера "сидел" Иван Ургант. А дальше в ответ на его репризы лишь молчаливая реакция теленачальников, отраженная с помощью искусства монтажа в их мимике, насупленных бровях, кивках головы и невыигрышных гримасах. Монтажные склейки были выверены до миллиметра, и оттого драматургия удалась. Сатирический получился ролик.
В этом же ключе смешным и живым вышло общение двух ведущих Ивана Урганта и Вадима Такменева. Последний в рамках программы "Центральное телевидение" пришел в студию программы "Вечерний Ургант". Обыгрывание разных историй с упоминанием "Константина Львовича" и "Владимира Михайловича" было неформатным и вполне оригинальным. Правда, тоже только для посвященных. Представить в этом формате еще Евгения Ревенко или Сергея Брилева с рассказами про "Олега Борисовича" почти невозможно.
Но одним таким роликом, конечно, сыт не будешь. Ежедневный шаг ночного шоу, с понедельника по четверг, обязывает держать ритм. А это не всегда получается. Видно, что нелегко Ивану Урганту работать сольно в таком персонифицированном формате. Он волнуется (в первой программе волнение ведущего просто зашкаливало), это видно в кадре, но такие эмоции скорее добавляют симпатии, с учетом того что проект пока проходит обкатку. Очень заметны швы в тех местах, где Ургант импровизирует сам (тут он чаще уверен), а где читает наработки сценаристов. Шутки с политическим привкусом часто выглядят неуклюжими, как из них выйти, ведущий не всегда понимает. В контекст вплетаются репризы с упоминанием Удальцова, Парфенова, Михалкова, Максимовской, Чурова, Шеина... Мелькали и Путин с Медведевым, но все в рамках вполне предсказуемого и дозволенного. Впрочем, поскольку программа идет очень поздно, иногда в "Вечернем Урганте" проходят остроты на грани фола. Было, например, про общественное телевидение, которое должно пойти в "Звезду". Местами смешным получается исторический Twitter с какими-то сегодняшними аналогиями: "Горький сходил к Сталину. Пичалька". Совсем слабое место программы это интервью с гостями. Стилистика и форма беседы, а особенно выход из нее пока не придуманы, чтобы быть по-настоящему смешными.
В этом смысле светские и гламурные краски в "Вечернем Урганте" выглядят более органичными и привычными, в том числе и для ведущего. Но даже когда они удачны, то чувствуется вторичность программы, поскольку подобное пусть и по частям, но уже существует в телеэфире. Свежесть и новизна могут быть только в политическом юморе и адекватном отражении происходящего в общественно-политической жизни. А это дозируется уровнем свобод, данных сегодняшнему телевидению на волне декабрьских протестных настроений. Понятно, кстати, что не будь этой волны, то вряд ли бы "Вечерний Ургант", очередной российский аналог американских late night show, появился бы в эфире "Первого канала". Главная уязвимость этого проекта быть адекватным происходящему по ту сторону телеэкрана. У записанного заранее шоу, пусть и приближенного к реальному времени, к вечеру иногда снижается актуальность, особенно, если днем происходит что-то, что горячо обсуждается в интернете. А поскольку на главных телеканалах и так давно умалчивают или искажают часть политических новостей, смотреть ночной выпуск развлекательного формата, где есть разрешенная политика в категории light, нет особого смысла. Понятно и то, что в случае каких-то чрезвычайных ситуаций в стране, "Вечернего Урганта" и вовсе придется снимать с эфира.
Впрочем, такое шоу, конечно, может выходить на "Первом канале" только для того, чтобы в конце рабочего дня зритель улыбнулся паре удачных шуток и хорошей музыке перед сном. Но вряд ли ради этого затевался бы "Вечерний Ургант". Потому что тогда потеряется интерес той части публики, которую прежде всего канал хотел бы видеть в числе своих зрителей. Говорят, что пока шоу "Вечерний Ургант" будет выходить в эфир до июня. И дальнейшая судьба программы зависит уж точно не только от класса сценаристов и таланта ведущего, но и от того, какими будут реалии очередного этапа политической жизни.
На минувшей неделе в телеэфире зажглась звезда "Гюльчатай". Вслед за знаменитой "Варенькой" название этого мини-сериала канала "Россия 1" может стать нарицательным. Он шел в эфире в субботу и воскресенье несколько часов после 21:00. И получил абсолютно феноменальные рейтинги не только по меркам нынешнего телесезона, когда доля аудитории, перешагнувшая порог в 30%, почти раритет, а и на фоне проектов рекордсменов прошлых лет, в том числе и сериальных.
История девушки Гюльчатай из бедного узбекского поселка, вынужденной из-за долгов своего отца-пастуха перед богатым односельчанином выйти замуж за нелюбимого, но сбежавшей со свадьбы с русским солдатом (а при этом влюблен был в нее еще и его друг-сослуживец), как показывают рейтинги, просто-таки приковала к телеэкранам зрителей. В течение двух вечеров выходного дня "Россия 1" стала лидером эфира с огромным отрывом от конкурентов. Причем, судя по динамике, зрители, смотревшие мини-сериал в субботу, ждали его развязки. А там было так: жизнь Гюльчатай в Москве была несладкой. Брак восточной девушки с легкомысленным столичным парнем оказался сложным. И тут традиционные сериальные ингредиенты: измены, подкупы, борьба за недвижимость, злая свекровь, но сердобольная бабушка и непременно рожденный младенец, вокруг которого закручена целая цепочка перипетий, лишений и страданий. Ну и драматичная развязка с коварным несостоявшимся женихом-узбеком в родном селе и счастливая свадьба с тем самым благородным воином, влюбленным в Гюльчатай в начале сериала без всякой взаимности.
Чрезвычайно показательна динамика зрительского интереса: первую серию смотрело 12,4% зрителей в Москве и 16,7% в других городах страны. Вторую, которая закончилась около часа ночи, досматривало уже 21,4% и 26,4% соответственно. А в воскресенье, похоже, все, побросав свои дела, смотрели про судьбу Гюльчатай, как когда-то следили за судьбой Вареньки в исполнении Ирины Пеговой. Доля третьей части составила 19,6% в Москве и почти 24% по стране в целом. Ну а финал поставил абсолютный рекорд: 31,6% столичной аудитории и 38,2% общероссийской (рейтинг выше 8%) следили за развязкой судьбы в сериале "Гюльчатай" на канале "Россия 1". Понятно, что костяк аудитории в основном женщины: доля сериала в финале среди тех, кому от 25 до 59 лет составила 44%. Но показательно другое: молодая аудитория от 18 до 30 лет и от 14 до 44 тоже активно смотрела "Гюльчатай" более 26% зрителей. И даже мужчины не остались в стороне. Среди мужского населения страны от 25 до 59 лет доля аудитории сериала была на уровне 24%. Причем если смотреть поминутную динамику, то и мужчин этот сериал, похоже, не отпускал: аудитория все время росла. Вначале сериал смотрело 17,3% зрителей, а к концу их число доходило аж до 30%. Это, конечно, отдельный вопрос, что в этом сериале нашли для себя мужчины. Можно не сомневаться: теперь истории гюльчатай вновь поставят на поток на канале "России 1".
Арина Бородина
Источник: КоммерсантЪ