Топ-менеджеры Национальной медиагруппы хотят в течение трех лет увеличить целевую аудиторию своих телеканалов вдвое. Но для этого им придется кардинально изменить формат вещания.
Алексей Хазбиев, редактор отдела инфраструктурных отраслей журнала «Эксперт»
Национальная медиагруппа (НМГ) объявила о завершении оптимизации структуры управления и начала масштабную реструктуризацию подконтрольных СМИ. Телевизионными активами группы теперь будет управлять специально созданная компания
Для чего нужна
Эта компания специально создана для развития телевизионного бизнеса всей группы. В нее входят два главных актива «Пятый канал» и «Рен-ТВ». По сути, это два однородных предприятия. Безусловно, я не имею в виду содержательную сторону. Речь идет только о бизнесе. У владельцев телеканалов есть естественное желание максимально использовать все имеющиеся возможности для оптимизации бизнеса. Очевидно, что синергия может быть достигнута сразу в нескольких направлениях от закупок программ до действий на рынке труда. Понятно, что чем больше масштаб вашего бизнеса, тем сильнее у вас рычаг в разговоре с контрагентами, поставщиками контента. Наконец, укрупненная компания станет более мощным игроком на рынке телевизионной рекламы. В конечном счете, это позволит увеличить доходы, так как продавать в пакете два телеканала более выгодно.
Какие стратегические задачи ставят перед вашей командой владельцы группы?
Приглашая нас на работу в НМГ, владельцы группы поставили задачу сделать на базе
За счет чего это планируется сделать?
Ну, это очень просто. Знаете, бизнес вообще очень простая вещь. Доходы должны превышать расходы вот, собственно говоря, и все. Вопрос в том, как это сделать. Прежде всего нужно провести ребрендинг обоих каналов. То есть то, что называется уточнением или обновлением позиционирования. Это первое, чем мы начали заниматься, когда пришли работать
Каких показателей вы стремитесь достигнуть?
Главный показатель работы телеканала это доля аудитории, доля рынка. Например, доля аудитории
Но мы поставили перед собой амбициозную цель: за три года увеличить долю
В чем ее суть?
Вообще медиа отличаются от любого другого бизнеса тем, что они производят идеи и формулируют смыслы. Это своего рода высказывание то, с чем мы обращаемся к аудитории. Именно уникальность высказывания позволяет медийной компании установить диалог со зрителями, читателями. И если владельцы или управляющие не могут ясно сформулировать смысл, превратить его в высказывание, то нельзя рассчитывать на успех.
Все последние годы, лет восемь, наверное, мы с вами смотрели развлекательное телевидение. Но сейчас интересы зрителей начали меняться. Я в этом все больше убеждаюсь, разговаривая с нашими коллегами. В обществе возник запрос на совершенно новое умное телевидение. Менее развлекательное, но более размышляющее. И мы считаем, что «Пятый канал» должен стать таким пространством мысли. Это, конечно, не означает, что там будут сидеть люди и с утра до ночи бубнить
А для кого вы все это будете делать? Для умников?
Нет, не для умников, хотя и для них тоже, но прежде всего для очень широкой массы интересующихся и любопытных людей. Сейчас самая сложная задача общефилософскую конструкцию наполнить содержанием, воплотить в ярких творческих проектах. Потому что все это обязательно должно быть очень увлекательно. Если знание и «умничанье» не увлекательно, если оно никого не захватывает, то все это превращается в тупую скучную лекцию, которая отторгается зрителями. А мы хотим реабилитировать знания в нашей стране, желание учиться, узнавать, творить и совместно созидать будущее.
У вас есть уже
Есть, но пока говорить конкретно я не могу, только в общих чертах. Понятно, что будет очень разнообразная документалистика, в том числе постановочная. Не только про то, «как убили Сталина»,
Такое телевидение наверняка потребует больших финансовых затрат...
Не уверен. Я не думаю, что это будет дороже, чем развлекательное телевидение. Безусловно, деньги важны, и мы, несомненно, будем инвестировать в программирование, для того чтобы сделать прорыв на «Пятом канале». Но гораздо важнее денег люди, которые появляются в кадре. Они как раз и будут самым дорогим нашим приобретением, в переносном смысле, конечно.
Что это будут за люди?
Поскольку у нас на телевидении в стране господствует развлекательная парадигма, очень много людей остается за экраном. Вы видите в основном звезд шоу-бизнеса, гламурных персонажей. Для развлекательных шоу вся эта публика именно то, что надо. Но я больше чем уверен, что у нас в стране есть много других интересных людей. Вернее, они интересны другим: своим интеллектом, познаниями, взглядами на мир, на жизнь. Это может быть кто угодно, от ученых до политиков, от молодых писателей до бизнесменов. При этом мы бы хотели, чтобы канал был современным и актуальным телевидением, а не музеем.
У нас на телевидении крупных популяризаторов науки человека два, наверное. Где же вы возьмете людей?
Я бы сказал, что один Лев Николаев. Но я же не только про науку говорю. И потом, у нас в стране живет почти 150 миллионов человек. Уверен, что
А смотреть-то их будут?
Мы с вами живем в стране, где самым главным всегда было знание. И я уверен, что это никуда не пропало, это продолжает в нас жить. За 20 лет эта фундаментальная особенность национального характера измениться не может. Да, было время такой ломки, когда многим хотелось почувствовать вкус
Такой канал будет прибыльным?
Думаю, да.
Почему вы так уверены? Разве есть успешные примеры подобных телеканалов на Западе?
Есть. Например, в Англии уже давно существует финансово успешный и достаточно популярный телеканал Channel 4. Он как раз ориентирован на зрителей, которые не любят таблоидов. В России таких людей тоже очень много. Так что бояться нам нечего.
С концепцией «Пятерки» все ясно. А что вас не устраивает на «Рен-ТВ»?
Проблема
И как вы намерены это изменить?
«Рен-ТВ» должен стать одним из лидеров развлекательного телевидения. В последние годы канал развивается именно в этом направлении. Есть позитивный тренд роста доли целевой аудитории. И мы будем его развивать. Это будет не мужской канал, как это сейчас принято говорить, а, скорее, такой мужской взгляд на мир лихой, с куражом, для людей, которым хочется в жизни адреналина. В определенной степени жесткий, даже агрессивный, но обязательно очень яркий.
Программы сами будете делать?
Нет, сами мы ничего делать не будем. Цель реструктуризации, которая планируется в рамках группы, в том числе и внедрение современной модели телевизионного бизнеса, когда почти все производство программ будет отдано на аутсорсинг. Сейчас так работают все крупнейшие телеканалы, от «Первого»
Многие сотрудники «Пятого канала» эту реформу восприняли в штыки. Они утверждают, что вы хотите закрыть все существующие программы и уволить весь персонал. Эти опасения оправданны?
Серьезные сокращения на этом канале были в позапрошлом году, до нашего появления. Дело в том, что «Пятый канал» в нынешнем виде это такое Гостелерадио. В свое время точно таким же было «Останкино», где внутри функционировало огромное количество всевозможных производств, работала масса людей, от больших начальников до осветителей и декораторов. Но в конце девяностых с этим было покончено. Был выделен Телевизионный технический центр, ТТЦ, на территории которого сегодня обитают «Первый канал» и НТВ, многие другие производственные компании. И лишь на «Пятом канале» все осталось
Сегодня на «Пятерке» производится семь собственных программ. Шесть из них мы хотим сохранить. Их делают три творческих объединения. Это меньше ста человек. Мы предложили им создать свои собственные компании и продолжать работать с нами. Что они и сделали. Их программы уже сегодня в сетке нового «Пятого канала», они получали твердый гарантированный заказ. Более того, мы договорились, что если они будут делать
А что будет с информационным вещанием, с новостями?
Безусловно, новости останутся на обоих каналах. Эти программы во многом определяют сетку вещания. Другое дело, что они должны более точно соответствовать бренду канала, на котором выходят. Я думаю, что на возможные изменения уйдет не менее года. Слишком большая инфраструктура, слишком большой объем...
Когда мы увидим новое лицо
Весной мы начнем масштабные преобразования. Понятно, что сразу перезапустить каналы невозможно. Прежде всего это касается
Почему вы решили сменить продавца рекламы на «Рен-ТВ» и «Пятерке»?
У нас в конце прошлого года закончились договоры с «Алькасаром». И я должен честно сказать, что мы не очень довольны результатами, которые показало это агентство. К сожалению, доходы
Источник: Эксперт