На рынке международных новостных телеканалов резко обострилась конкуренция. На фоне падения рейтингов BBC и CNN новые государственные каналы международного вещания надеются подвинуть лидеров, опираясь на существенную господдержку. Впрочем, эксперты предупреждают, что деньги решают не все и новым телеканалам необходимо создавать репутацию.
Передел рынка
По данным исследования European Media & Marketing Study, в 2012 году объем среднегодового просмотра информационных телеканалов в странах Европы снижался по сравнению
О том, что государственные новостные каналы стремятся расширить глобальное присутствие, свидетельствуют планы расширения охвата, объявленные китайским CCTV News, немецким Deutsche Welle, иранским Press TV. Самые масштабные проекты представил катарский телеканал Al Jazeera. В апреле Jazeera запустила во Франции телесеть beIN Sport, освещающую чемпионат Франции по футболу и Лигу чемпионов УЕФА. В начале прошлого года в рамках тендера Al Jazeera приобрела турецкий телеканал Cine5 TV за $40,5 млн, готовится открыть новостной канал на французском языке со штаб-квартирой в Сенегале, а с сентября начать вещание на Балканах.
Пример масштабного развития Al Jazeera подтолкнул руководство ТВ из других стран к инвестициям в телеканалы. О планах продвижения за рубежом англоязычного канала сообщило центральное телевидение Китая. В конце декабря руководство страны объявило о намерении к 2016 году увеличить в десять раз размер аудитории CCTV News (канал возник на базе CCTV9 еще в сентябре 2000 года). По сведениям китайских СМИ, правительство намерено вложить $7,1 млрд для финансирования и поддержки государственных СМИ, в том числе CCTV. В феврале 2012 года канал начал вещание на территории США под названием CCTV America. CCTV News планирует открыть бюро в Лондоне, Дубае, нескольких городах Латинской Америки и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мировая аудитория канала уже насчитывает 85 млн человек.
Российский Russia Today в 2011 году расширял вещание на территории США: канал вошел в кабельные сети Сан-Франциско, Чикаго и Филадельфии, а также в вещающую на всей территории страны сеть одного из крупнейших операторов платного телевидения Dish Network. По данным исследования Nielsen, проведенного в крупнейших городах страны, за 2011 год ежедневная аудитория Russia Today в Нью-Йорке выросла в 2,7 раза, а в Вашингтоне на 60,9% по сравнению с уровнем
Международные новостные каналы стремятся охватить и испаноязычную аудиторию. Американский журналист Майкл Джонсон говорит, что «сейчас основная конкуренция разворачивается преимущественно между государственными и частными каналами, вещающими на отдельных языках, например в сегменте испаноязычных каналов с целевой аудиторией в Латинской Америке». C февраля 2012 года немецкая медиакорпорация Deutsche Welle увеличила с 2 до 20 часов ежедневное вещание на испанском языке в странах Латинской Америки. В конце января 2012 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил о запуске круглосуточного испаноязычного канала Hispan TV.
Деньги решают не все
«Появление сильных конкурентов, Al Jazeera English, Russia Today, Press TV, обращает на себя пристальное внимание со стороны западных каналов BBC и CNN и только усиливает борьбу», говорит Леон Бархо. При этом аудитория этих каналов всегда различается по политической, этнической, религиозной и другой принадлежности, отмечает он. По данным исследования EMS, самым популярным англоязычным новостным каналом в восьми государствах Ближнего Востока является CNN International. Его доля в мае составила 33,4%. Арабская версия Al Jazeera остается самым популярным новостным каналом в регионе. Другое дело англоязычная версия Al Jazeera, которая «старается быть как можно более непредвзятой, чтобы не потерять англоговорящего зрителя». По данным EMS, доля домохозяйств, смотрящих Al Jazeera English в исследуемом регионе, достигает только 15,5%.
«Основными факторами развития госканалов являются хорошая репутация и их популярность у аудитории, в этом смысле размер госпомощи не может повлиять. Аудитория всегда выбирает канал, отвечающий ее интересам, потребность в плюрализме никто не отменял, говорит господин Бархо. Аудитория не очень задумывается о том, кто финансирует СМИ. Это не самый значимый фактор. Основное заключается в содержании».
Елизавета Кузнецова, Павел Белавин
Источник: КоммерсантЪ
На сайте Коммерсанта эту тему обсуждают медиаэксперты: