Internews Kazakhstan

Журналисты УзТВ выступили против своего начальства

Cоздан:   ср, 25/08/2010 - 11:04
Категория:
Тэги:

Журналисты Национальной телерадиокомпании обвиняют руководство в цензуре и систематических кражах государственных денег.

Сотрудницы телеканала «Ёшлар» («Молодежь») НТРК Малохат Эшонкулова и Саодат Омонова вчера на пресс-конференции в офисе правозащитного общества «Эзгулик» заявили о засилье цензуры на государственном телевидении Узбекистана и хищениях со стороны руководства телерадиокомпании.

По словам Омоновой, из лексикона журналистов и телеведущих НТРК практически исключены слова «проблемы» и «недостатки», информация об Узбекистане должна подаваться исключительно в положительном ключе.

Более того, журналистам всех государственных телеканалов кроме центрального канала «Узбекистан» запрещено освещать официальные мероприятия с участием президента республики.

Ведущие телеканалов не могут даже готовить собственные тексты для выпусков новостей, и вынуждены читать в эфире текст информационной программы «Ахборот» («Вести»), которая выходит на канале «Узбекистан».

«Нам запретили готовить собственные репортажи из Олий Мажлиса (парламента). Вместо этого мы зачитывали в эфире сообщения УзА или повторяли текст из «Ахборота». Только после того, как я сказала главе телеканала Хайрулло Нуритдинову о том, что из-за этого нас называют «туристами», делающими свои выпуски новостей на всем готовом, он разрешил готовить собственные сюжеты», - говорит Омонова.

По ее словам, ввести «коррективы» в журналистские материалы в любой момент могут представители практически всех государственных структур, в первую очередь — аппарата президента и Совета безопасности при аппарате президента.

При этом цензура может производиться в последние минуты перед выпуском новостей, а часто и тогда, когда программа уже идет в эфире.

«Они едва успевают подсунуть нам листки с исправленным текстом», - негодует Омонова.

Официально предварительная цензура была отменена 4 июля 2002 года указом президента Узбекистана о преобразовании Государственного комитета по печати в Узбекское агентство печати и информации.

В указе, в частности, говорится: «Узбекскому агентству печати и информации категорически запрещается осуществлять цензуру, редактирование, запреты и иные формы незаконного вмешательства в деятельность средств массовой информации».

После вступления в силу этого документа цензурные функции, по большей части, перешли к администрации главы государства и Совбезу при аппарате президента.

Эти два органа жестко контролируют и «корректируют» работу государственных и частных телерадиокомпаний, газет «Народное слово» («Халк сузи»), «Правда Востока» и Uzbekistan Today, а также Национального информационного агентства Узбекистана — УзА.

Обязательной цензуре подвергаются материалы о деятельности президента, членов Кабинета Министров республики, обеих палат парламента, визитах официальных представителей иностранных государств в Узбекистан.

Это далеко не полный перечень тем, о которых СМИ Узбекистана не могут говорить без согласования и одобрения со стороны президентской администрации или Совбеза.

Журналисты канала «Ёшлар» рассказали и том, что выделяемые государством на модернизацию и переоборудование НТРК большие суммы оседают в карманах руководителей телерадиокомпании.

«По документам, приобретается дорогостоящее оборудование западного производства, но на самом деле нам дают только «ширпотреб» очень низкого качества. Разница в цене идет в карман начальству, а купленное оборудование через месяц-два ломается», - говорит Эшонкулова.

По поводу хищений и других злоупотреблений со стороны руководства канала «Ёшлар» и НТРК в целом, Эшонкулова написала около десятка обращений в различные государственные органы: от прокуратуры до Совбеза при аппарате президента. Их результатом стала только внутренняя проверка, не нашедшая серьезных нарушений.

Эшонкулова и Омонова, не в силах больше терпеть произвол руководства НТРК, решили предать факты цензуры и хищений широкой огласке, даже несмотря на большую вероятность увольнения и попадания в «черный список» журналистов, которым отказано в работе в государственных СМИ.

«Мы долго все взвешивали и решились. Мы готовы на все», - сказала Омонова.

Источник: Uznews.net