Чем открытее суды тем грамотнее статьи в газетах и тем полезнее пресса для общества: эту мысль пытались донести до судей журналисты. Нет уж, со своей этикой мы сами как-нибудь разберемся, возражали им служители Фемиды. Разговор на форуме «Судебная власть и средства массовой информации» в Алматы в итоге получился содержательным и нестандартным.
Заседания форума стали уже традиционными, и это успело отразиться на поведении участников, явно привыкших друг к другу. Как выразилась президент фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева, скоро приветствием на встречах СМИшников и судей будет не «дорогие участники», а «дорогие друзья».
Заклятые друзья
Темой первой сессии был доступ журналистов к заседаниям и материалам комиссии по судейской этике. Позицию журналистского сообщества по этому вопросу выразила Тамара Симахина, юрист газеты Central Asia Monitor: чтобы журналисты грамотно освещали работу судов, они должны получать для этого всю необходимую информацию чем больше информации будут иметь журналисты, тем полезнее будут публикации.
Судейское сообщество самое солидарное из известных, это
В подтверждение своих слов она привела пример, когда редакция Central Asia Monitor написала заявление на судью алматинского горсуда Есбергенова, нарушившего, по мнению редакции газеты, закон о СМИ. Впервые за всю практику
Присутствовавшие судьи живо отреагировали на эту информацию. Так, Шолпан Курманбекова оказалась в курсе дела и сообщила, что решением коллегии судья Есбергенов освобожден от занимаемой должности. Но пока за ним сохраняется право на обжалование, поэтому, дескать, газете и не сообщались итоги разбирательства. Относительно же приглашения заявителя на само заседание так, по словам
Судьи и СМИшники выступали на форуме по очереди. Но если журналисты старались не только высказывать свои претензии, но и иллюстрировать их конкретными случаями, то судьи в своих докладах могли спокойно зачитать... официальное положение о комиссиях по судебной этике.
Исключением стал Бахытжан Тоганбаев, судья Жамбылского областного суда, который в своем рассказе о работе комиссии по судейской этике обратил внимание на различие между нарушением судьей законности и дисциплины при отправлении правосудия и этическими проступками. Иными словами, комиссии по судейской этике должны заботиться о чистоте рядов, но ни в коем случае не вмешиваться в рассмотрение дел.
В качестве примера
Здесь было однозначно нарушение судейской этики. Судья своим поведением причинила коллективу моральный ущерб, сделал вывод
Комиссия по судейской этике вынесла провинившейся свой самый строгий «приговор»: передала материалы для возбуждения дисциплинарного производства.
Вопросы законности и этики тесно связаны, возразила судье Тоганбаеву одна из самых опытных в стране судебных журналистов, собкор газеты «Время» Галина Выборнова. -Невозможно себе представить судью, который в обыденной жизни или на процессах чванлив, высокомерен, груб, и чтобы этот судья выносил справедливые решения.
Блюдечко без каемочки
А вот относится к этике или к дисциплине недавнее происшествие с главным редактором газеты «Голос республики», которую не пустили на оглашение решения по гражданскому делу, мы так и не выяснили. Напомним: в Медеуском райсуде Алматы рассматривался иск Тимура Кулибаева к Мухтару Аблязову о защите чести и достоинства.
Журналистов, присутствовавших на заседаниях, судья Калекеева не пустила в зал на оглашение решения судебный пристав буквально держал дверь изнутри. На вопрос, в чем же здесь можно усмотреть свободный доступ СМИ к информации, председатель Алматинского форума «Суды и СМИ» Шолпан Курманбекова ответила так:
Я не могу комментировать действия судьи по конкретному гражданскому делу, поскольку мне неизвестно, какие действия были совершены. И, насколько мне известно, на сегодняшний день решение, которое вынесено судьей Калекеевой, не вступило в законную силу, поэтому какие-либо комментарии недопустимы.
Очень удобную для себя норму приняли судьи на своем пятом съезде: запретили комментировать решения, не вступившие в законную силу. Как оказалось, этим «щитом» теперь можно прикрываться в каких угодно случаях.
Галина Выборнова обратила внимание на еще один ставший популярным в последнее время способ защиты судей от критики: все чаще сами судьи подают в суд. Недавний пример: судья рассматривала дело по ДТП и назначила виновному срок заключения в колонии-поселении. Осужденный, будучи «в расстроенных чувствах», по словам судьи, послал ее «на три буквы».
Она подала на него в суд, возник новый процесс, который рассматривался в том же суде, причем подругой судьи-истца. В итоге мало того что виновный сел, ему еще дали штраф 400 тысяч, рассказала собкор. Судьи в возрасте, с богатым опытом, с которыми я говорила об этом случае, сошлись во мнении, что «таких людей (осужденного) можно понять, мы должны быть более терпимыми к таким вещам, это наша профессия».
Понятие толерантности у нас
Высокие требования должен предъявлять к себе каждый человек, не только судьи, -возразила им судья Алматинского суда Мариям Карабаева. Вообще, самые, я бы сказала, незащищенные в правовом смысле судьи. Как говорится, сапожник без сапог. Самые терпеливые люди это судьи: какие только статьи ни пишут, они воспринимают молча, в смысле не идут в суд. Я уже второй раз участвую в этом форуме, и у меня впечатление, что форум создан, чтобы критиковать судей. У каждого есть свои обязанности: у журналистов -сбор и распространение информации, у судей отправление правосудия. Мне кажется, журналисты хотят на нас возложить обязанности, чтобы мы сами им готовое на блюдечке принесли.
... Может,
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО, http://www.respublika-kz.info/news/politics/9676/
Источник: ЦЭЖ