Вопрос о статусе и особенностях интернет-СМИ – один из самых обсуждаемых сегодня: вытеснит ли интернет печатные издания, будет ли, и в каком виде, цензурироваться интернет, интернет – тормоз или стимул для развития традиционных СМИ? Об этом шла речь на самой крупной российской конференция по медиалингвистике "Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования". Она собрала более 200 ученых на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.
Даже те области использования интернета, которые кажутся целиком обусловленными законами коммерции, с одной стороны, и веб-технологий, с другой – неразрывно связаны с проблемами языка. То есть речевые и коммуникативные стратегии, лежащие в основе успешного построения любого интернет-текста, оказываются особенно важны в жанре интернет-рекламы.
Как отметила Галина Кедрова, доцент филологического факультета МГУ, в последнее время выросла актуальность понятия "клиповое сознание", тесно связанного с гипертекстовой формой представления информации в интернете. Гипертекст дает возможность простого и легкого способа установления связей между информационными блоками, обновления связей без изменения исходной структуры этого пространства, которая позволяет представить ее с разных точек зрения и в разной перспективе.
Эти достоинства гипертекста, по мнению Галины Кедровой, имеют и обратную сторону: нечеткость информационных границ в гипертексте, размывание авторства. Наиболее критическим моментом, в частности для образовательных учебных ресурсов, является множественность авторов, при которой у пользователя нет четкого понимания, насколько весом вклад каждого конкретного автора. Складывается ситуация, при которой невозможно изучать какой-то вопрос, если нет уверенности в том, что все его важные характеристики отражены и все составляющие контекста равно доступны.
"Все элементы должны быть составной частью стиля, у пользователей нужно формировать понятие стиля", – подчеркнула Кедрова.
Роль стиля – решение проблемы целостности и идентификации, выделения из всего подобия сайтов. Принципы соподчинения, ассоциации, дополнительности, подобия должны прослеживаться на всех уровнях дизайна сайта.
Своеобразно и представление материала в онлайновых СМИ. "Они преподносят информацию в такой легкой и непринужденной манере, что даже самая серьезная тема в значительной мере теряет свою важность и значимость", – обозначила еще одну особенность интернет-коммуникации доцент Пермского государственного университета Татьяна Карпова.
На конференции были затронуты самые острые и актуальные вопросы, связанные с языковыми аспектами интернета, в том числе в условиях языковых контактов и двуязычия, намечены основные векторы развития исследований в этой области. В чем были единодушны все участники, так это в понимании того, что изучение бытования языка в Сети требует подключения к этой работе ученых самых разных специальностей. Именно поэтому научная работа в этой области должна быть продолжена в рамках других специализированных конференций.
Анна Данилова
Источник: Лениздат