Три женщины, выражающие свое возмущение с крыши за этот снимок из Ирана итальянский фотограф Пьетро Мастурцо (Pietro Masturzo) получил самую престижную награду World Press Photo. В интервью немецкому изданию Spiegel-Online фотограф рассказал о рисках, присущих профессии, и отверг упрек в том, что он сделал снимок из Ирана как типичный западный фотограф.
После выборов в июне 2009 года в Иране на улицах Тегерана почти ежедневно происходили столкновения. Почему вместо них Вы сфотографировали то, что происходило на крышах?
Мне не оставалось делать ничего другого. За три дня до выборов я вместе с коллегами из Италии был задержан. Когда меня отпустили, я понял, что это смертельно опасно сообщать о происходящих на улицах города событиях.
Почему?
Я въехал в Иран туристом. Эта страна давно меня восхищала. Когда я приехал туда за неделю до выборов, я должен был понимать, как это может быть опасно, фотографировать на улицах без журналистской визы. Но как фотограф я об этом, конечно, забывал.
Как Вас арестовали?
Вечером перед выборами я шел вместе с коллегами по улице. Мы фотографировали сторонников Муссави у плаката имама Рухоллы Хомейни. Вдруг к нам на мотороллерах подъехали молодые люди из числа добровольцев, симпатизирующих государству. Они нас спросили, почему мы здесь фотографируем и сдали нас в полицию. Там наше оборудование проверили, а карты памяти конфисковали. В участке меня спрашивали, кто я такой, почему занимаюсь пропагандой против исламской республики. Я пытался их убедить, что я всего лишь турист и что на следующий день уезжаю в Персеполис.
Вас задержали на трое суток. Вам пришлось провести это время в камере?
В тот момент я и мои коллеги еще жили в отеле. В него нас доставляли в час ночи, а в семь утра нас забирали, чтобы ответить на разные вопросы полицейских. Через три дня нас отпустили без предъявления какого-либо обвинения.
Как после этого Вы оказались на крышах домов Тегерана?
За три дня перед выборами я познакомился на улицах со многими людьми из разных слоев и кварталов города. Некоторые меня приглашали переночевать к себе, хотя в Иране это не совсем обычно. После освобождения я ночевал каждую ночь в новом месте. В первый день после выборов я услышал возглас «Аллах-Акбар», с помощью которого люди протестовали против фальсификации выборов и против действий государственных сил безопасности.
Вам стало ясно, что призывы к богу станут вашим следующим сюжетом?
Да, я в этом был уверен. В семье, в которой я жил, полночи говорили о символическом значении этого призыва. Они рассказывали мне об исламской революции
Люди знали, что Вы их фотографировали?
Часто не знали. Те, кто разрешал себя снимать, просили сделать так, чтобы их нельзя было узнать на фотографиях.
Как и когда Вы сделали снимок, за который получили награду?
В один из первых дней после выборов, когда степень противостояния на улицах стала почти невыносимой. Я был в гостях у одной семьи, которая живет в консервативном рабочем квартале на юге Тегерана. Как обычно вечером я вышел на крышу, чтобы найти сюжет и увидел трех женщин в традиционной одежде на крыше напротив: они обращались к богу, протестуя против того, как развивались события. Я нашел место, чтобы установить устойчиво камеру и сделать съемку с длительной экспозицией.
Вы могли поговорить с этими женщинами?
Нет. Я с ними не был знаком. Я бы никогда не вернулся на крышу, с которой я их фотографировал.
В самом Иране решение наградить Вас премией вызвало волну критики. Почему?
Многие сайты высказывались критически по поводу того, что мне дали премию за снимок, сделанный с крыши, а некоторые люди рисковали жизнью, чтобы снять волнения на улицах. Молодые иранцы, снимавшие на улицах, посчитали это несправедливым. Один молодой фотограф даже прислал мне письмо по электронке, в котором написал, что я получил премию только потому, что я западный фотограф.
Вас расстраивают эти упреки?
Можно дискутировать о фотографии на тему, что она не изображает никаких ограничений. Иранские коллеги всегда рисковали больше, чем я, потому что на кону была их жизнь. Но чтобы рассказать такую историю, как у меня, необходимо тоже иметь голову на плечах. Я не считаю, что надо непременно рисковать жизнью, чтобы раскрыть тему. Просто мне пришла в голову мысль: во время демонстраций в Тегеране я видел много людей с фотокамерами. Но когда позже я рассматривал их снимки в интернете или по ТВ, там не было ни одного снимка с крыш. Кроме того, меня многие поддержали. Люди благодарили меня за то, что я показал другой Иран.
Ваша жизнь изменится после того, как Вы получили самую престижную награду?
До сих пор мне как фрилансеру было тяжело прожить на доходы от фотографии. Теперь, я надеюсь, станет проще.
Источник: Media-Day.ru