Вышла из печати очередная книга Павла Шеремета. «Телевидение: между иллюзией и правдой жизни» - это очень подробный и точный путеводитель по лабиринтам телевидения. Он помогает понять, как устроено телевидение и как добиться на нем успеха. Кроме того, в книге собраны интервью с 26 звездами российского телевизионного эфира, которые откровенно рассказывают о том, что сделало их знаменитыми. Нашему вниманию предложено несколько отрывков из книги.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я решил написать эту книгу просто потому, что в определенный момент своей журналистской карьеры уткнутся в стену. Мне показалось, что я зашел в тупик, потратив на профессию лучшие годы жизни. Месяцами меня мучили сомнения, правильный ли я сделал выбор 15 лет назад, уйдя из благополучного коммерческого банка и начав работать на телевидении. Взгляд назад - сомнения, взгляд вперед - тупик: будущее просматривалось довольно унылое, я не понимал, что делать дальше... Я забросил все телевизионные проекты и занялся рефлексией. Обычно психологи это называют кризисом среднего возраста. Может быть и так, но мой личный кризис совпал в 2000-х годах с политическими переменами в России, первыми и явными жертвами которых стали именно политические журналисты, репортеры, обозреватели. Почти всех нас накрыла бетонная плита единомыслия и единоначалия, присыпанная по верху ярким конфетти гламура. Но профессия не исчезает в никуда, это мы отступаем, сдаемся и рискуем утратить основные профессиональные навыки. Я начал много заниматься с молодыми журналистами, вести тренинги, читать лекции. Помогая молодым коллегам разобраться, в чем суть и секреты нашего дела, я, на самом деле, искал ответы на собственные вопросы и сомнения. Результатом таких поисков и размышлений стала эта книга, которую назвать учебником или учебным пособием для телевизионных репортеров у меня просто не хватает наглости. Книга состоит из двух частей: моих собственных выводов, наблюдений и советов о том, как делать телевизионные новости, публицистические программы, специальные репортажи, и интервью со звездами российского телевидения. 26 безусловных профессионалов рассказали не столько о своей жизни, сколько старались поделиться своим профессиональным опытом. Уверен, что все вместе это поможет молодым журналистам найти собственный путь и добраться до вершин славы, профессионального успеха и ощущения счастья от блестяще сделанной работы.
Миссия журналиста: для чего мы работаем?
Телевидение - это творчество или ремесло? В чем секрет успеха - в вашем сугубо личном таланте или в знании секретных кодов профессии? Эти вопросы мучают всех, кто пришел работать на TV. В первую очередь мы говорим об информационном и публицистическом вещании, песни и пляски, также как художественное кино и телесериалы, - это другой мир, который находится за рамками данной книги. Возможно ли, не имея ярко выраженного телевизионного таланта, стать знаменитым репортером, и почему хорошие репортеры редко становятся хорошими ведущими? Что делать тем, кто всегда находится за кадром - каким образом этим людям удается ощутить радость от профессии? Ответить на эти вопросы можно, лишь уловив глубинные, фундаментальные основы нашей профессиональной деятельности. И для начала следует понимать, почему вы в принципе решили стать журналистом.
Почти каждый месяц я читаю лекции и занимаюсь с молодыми журналистами. Моя любимая лекция - первая: она о смысле нашей работы. Если есть возможность, я всегда начинаю свой курс с разговора о миссии в журналистской профессии. И мне не кажется эта тема очень уж абстрактной и далекой от реальной жизни.
Я пришел в журналистику из коммерческого банка, утомившись считать чужие деньги и ждать очередной квартальной премии или повышения по службе. Я никогда не учился на факультете журналистики, профессиональные законы познавал на практике, наблюдая и анализируя работу конкурентов и коллег. Вопросы «Зачем мы приходим в журналистику?», «В чем миссия этой профессии?» -- не кажутся мне праздными или формальными. И я не признаю ответов типа - развлекать и информировать. Развлекать?.. Так идите в цирк. Информировать?.. Читай объявления в метро. Это слишком простой подход, который не позволит добраться до вершины, не поможет устоять перед соблазнами и под ударами кризисов и недоброжелателей.
Каждый человек, задумываясь о будущей профессии, пытается осмыслить и понять несколько аспектов: о чем он мечтает, как реализовать свои мечты, и хватит ли ему сил, чтобы пройти намеченный путь? Чем раньше мы честно ответим себе на эти вопросы, тем больше шансов сделать успешную карьеру и не разочароваться на середине пути. Самый худший вариант - это ходить на работу, как на каторгу, скрепя зубами, отрабатывать часы, дни, годы до пенсии. В то же время я уверен, что каждый из нас рано или поздно оказывается в ситуации, когда возникают сомнения в правильности выбора профессии. Мы теряем мотивацию, наши юношеские романтические иллюзии и ожидания рассеиваются, остаются только усталость и раздражение. Выводы, о которых я пишу ниже, это результат моего личного опыта. Возможно, у вас все сложится несколько иначе. Более того, в разное время, на разных этапах собственной жизни мы по-разному отвечаем на одни и те же вопросы и профессиональные вызовы. Но задуматься о том, зачем мы пришли в журналистику, необходимо в самом начале.
В школе я готовился стать дипломатом. В отгороженном «железным занавесом» Советском Союзе дипломатическая работа считалась даже более престижной, чем партийная карьера, потому что она открывала двери в недоступный мир. Но поступил я на исторический факультет Белорусского государственного университета, потому что историю любил и историей увлекался. Отучился на истфаке три года, когда неожиданно в Минске открылся факультет международных экономических отношений. Это произошло в 1991 году. Советский Союз разваливался, мир стремительно открывался, рыночная экономика вскружила голову, и я решил, что история - взгляд в прошлое, а надо смотреть в будущее. Я оставил старые увлечения, поступил на новый факультет (сразу на второй курс) и через три года стал дипломированным специалистом по международным финансам. Моя дипломная работа была посвящена теме оффшорного бизнеса и тому, как при помощи «налогового рая» прятать деньги от государства. Революционная по тем временам тема!
На курсе нас было всего 25 человек, банки и крупные фирмы расхватали всех еще во время учебы. Моя оффшорная специализация была очень востребована, но я проработал в банке ровно два месяца, а потом ушел на телевидение. Все мои друзья считали, что я сошел с ума: в начале 90-х годов отказаться от карьеры банкира мог, по их мнению, только умалишенный. Никто не мог понять, что заставило меня сменить профессию. Да, честно говоря, я и сам об этом думаю до сих пор. Но о сделанном не жалею.
На телевидении я оказался случайно. Тогда на Белорусском телевидении решили делать экономическую программу, однако никто из журналистов и ведущих не понимал, что вообще происходит с экономикой: курсы валют казались высшей математикой, рыночные термины - китайской грамотой. Меня сначала пригласили консультировать журналистов, править их тексты, но очень быстро я стал комментировать основные события. Представляю, как это выглядело со стороны: двадцатитрехлетний аналитик в окружении седовласых советских хозяйственников... Но в этом и был фокус: деятели советского прошлого ничего не понимали в новой экономике, а молодые экономисты активно занимались бизнесом, телевидение для них не представляло никакой ценности. Я сделал свой выбор и угадал. Через полгода после прихода на телевидение, я уже сидел в кадре и вел собственную программу.
Журналистика - удивительное пространство для самореализации. Схематически я изображаю журналистику в виде пирамиды, в основании которой трудятся тысячи редакторов, продюсеров, репортеров и операторов, а на вершине - звезды: телевизионные ведущие и главные редакторы. Каждый может найти себе место в рамках этой гигантской структуры. Телевидение - это командная работа, когда «звезда» может перечеркнуть труд десятков людей, и где без команды сложно - если вообще возможно -- стать «звездой». Человеческий фактор в журналистике, как и в любой иной творческой профессии, определяющий. Оглянитесь, посмотрите внимательно на своих коллег. Подумайте, что заставило их заняться этим часто неблагодарным трудом. Сравните их мотивы с вашими собственными.
За несколько лет наблюдений я выделил четыре основных мотива, по которым люди приходят в журналистику. Перечислю их по мере нарастания значимости.
Первый мотив - обыденность, когда на профессию смотрят как на осознанную необходимость: следует чистить зубы по утрам, мыть руки перед едой, посадить дерево, построить дом, родить сына и где-нибудь работать, потому что без работы не на что жить. Наверное, большая часть людей выбирает профессию, проходя путь наименьшего сопротивления. Ваши родители считали, что работа в газете или на телевидении - идеальное для вас место. Они убеждали вас, что учителям в школе платят копейки, в медицинский институт не пройти, поскольку высоченный конкурс, заниматься бизнесом в России небезопасно... Кто-то подсказал им, что вас следует направить на факультет журналистики, потому что у журналистов неплохие доходы, интересная работа, и до недавнего времени они вообще были уважаемыми людьми. Все так. Но люди, которые приходят на телевидение от безысходности, больших высот в карьере достигают крайне редко. Зато они ровно и спокойно работают, крепко спят.
Второй мотив - это тщеславие. Вы уверены, что телевидение - самый короткий путь к славе, пропуск в мир избранных. Рассказывая о знаменитостях, вы сами чуть-чуть становитесь знаменитым, на вас падает отблеск их славы. Кого-то мама уверяла, что телевизионная журналистка легко поможет устроить личную жизнь и встретить видного жениха-олигарха. Кто-то сам додумался, что можно недолго побыть репортером, а потом сесть в кресло ведущего, и поскольку в нашей действительности почти каждый ведущий приравнен к звездам шоу-бизнеса, то жизнь удалась. Мы жаждем славы, мы уверены, что наши программы будут смотреть миллионы, а из потока репортажей программы «Время» именно наш сюжет зрители выделят как самый интересный и запоминающийся. Однако примерно через 10 лет напряженного труда люди вдруг понимают, что счастье всегда было очень близко, но в последний момент ускользало: богатство не нажито, олигархи делали только непристойные предложения, а популярность закончилась вместе с вашим временем в эфире. Разочарование и депрессия - это расплата за тщеславие. И тогда в лучшем случае вам придется переквалифицироваться в депутата или пресс-секретаря.
Третий мотив - любознательность. Когда я спросил у Валерия Панюшкина, обозревателя газет «КоммерсантЪ», «Ведомости» и журнала «Новое время», почему он пришел в журналистику, он ответил: «Я просто люблю рассказывать истории». Это - точное попадание в цель. Вам нравится рассматривать мир, изучать его. Вам хочется побольше узнать тайных и скрытых механизмов управления обществом и государством. Вас захватывают людские судьбы и истории, и вам не терпится пересказать эти истории кому-нибудь еще. Значит, вы пришли по нужному адресу, журналистика - это ваше дело. Любопытство - это сильный мотив и основа для успешной карьеры журналиста. Правда, сам Валера Панюшкин стал уже больше писателем, чем репортером. Он написал две интересные книги: о Михаиле Ходорковском и о «Газпроме». Я удостоился чести быть два раза упомянутым в его книге «Газпром. Новое русское оружие». Но один эпизод Валера полностью переврал: перепутал время, обстоятельства, приписал мне участие в заговоре против «Газпрома» и прочие жуткие грехи. Он сделал это не со зла, просто, как писатель, он сначала придумывает схему - красивую и убедительную, а потом втискивает в нее реальных людей и подгоняет под схему факты. Его любознательность переросла в художественное творчество. Он слабоватый репортер, но прекрасный рассказчик, Валера - порядочный человек, но при этом - бессовестный фантазер в своих статьях и книгах, как и подобает великому писателю.
В общем, только любопытства для победы тоже недостаточно. Следует добавить миссианство как высший мотив. Это когда вы понимаете и четко знаете, чем ваше дело, ваша профессия отличается от других занятий. Вы можете сформулировать, в чем состоит идея фикс и следовать этой идее, несмотря на трудности, соблазны свернуть с выбранного пути и эмоциональную усталость. Миссия есть в каждой профессии. Миллионы учителей каждый день ходят на работу и учат наших детей чему-нибудь и как-нибудь. Они получают за свой тяжелый труд сущие копейки, но они не уходят из школы, не бегут торговать на рынок. И ведь не из-за собственной некчемности, и не от того, что некуда больше податься, они остаются в школе. Не могут в школах работать миллионы идиотов, это просто исключено! Миссия учителя помогает им в день зарплаты пережить чувство несправедливости.
Так же и на телевидении: все, кто стоит на вершине в телевизионном бизнесе, ощущают себя миссионерами и понимают, в чем заключается сверхзадача.
Задумайтесь, какой из перечисленных выше мотивов повлиял на ваш выбор. Не совершили ли вы ошибку, придя на телевидение и став репортером новостей? Может быть, еще не поздно все исправить? Проигнорировав эти вопросы сейчас, вы рискуете через 10 или 20 лет пережить горькое разочарование. Знайте: обыденное отношение к профессии не позволит вам достичь вершины, тщеславие как основа не сделает вас счастливым, любознательность - прекрасная почва для комфортного и успешного долголетия в журналистике, но без миссионерства вы никогда не станете лидером в профессии.
Так в чем же заключена миссия журналиста? Для чего мы нужны?
Я ненавижу рассуждения о том, что журналистика - это вторая древнейшая профессия с намеком на то, что первой древнейшей была проституция. Меня просто бесят подобные «остроты». Обычно их позволяют себе люди, которые хотят что-то скрыть от общественности и, компрометируя журналистов, оправдывают собственную подлость, трусость или вранье. Конечно, журналистика в каком-то смысле - древнейшая профессия, поскольку уже первые люди стремились передать информацию другим, но никакой связи с продажностью здесь нет.
С другой стороны, я не разделяю разговоры своих коллег о том, что журналисты влияют на общественные настроения настолько, что способны менять ход истории. Я считаю, что следует быть скромнее: логика исторического развития не зависит от того, как мы ее описываем и пересказываем людям. В большинстве случаем мы просто следуем за событиями, едва успевая понять, что же происходит на самом деле. Мы - отражение исторического процесса, а не его авторы.
Источник: ЦЭЖ
Интервью с некоторыми из героев Павла Шеремета - Леонидом Млечиным, ведущим канала ТВЦ, Николаем Сванидзе, ведущим РТР, Туттой Ларсен, ведущей канала MTV и канала «Звезда», Владимиром Познером можно прочитать, пройдя по ссылке: http://www.internews.kz/blog/ml/6869