Internews Kazakhstan

Доступ к информации. Источники информации. И что с нею делать

Cоздан:   ср, 25/02/2009 - 12:41
Категория:

«Профессиональный тренинг по работе с информацией и конвергентной редакции», который проводится Интерньюсом в рамках проекта Каунтерпарта «Общественный диалог», работает в режиме «мозгового штурма».

 

 

Завершились три семинарских дня. Никогда еще семинар Интерньюса не собирал таких разноплановых и разножанровых участников. В Алматы приехали газетчики, радийщики, телевизионщики. Среди участников семинара журналисты, журналисты-операторы, руководители. Но всех их объединяет профессия - «делать новости».

Одна из основных задач семинара - рассказать о законопроекте «О доступе к информации», разработкой которого занимается Каунтерпарт. Тренер семинара Михаил Тюнин является одним из представителей Консультативного совета, который занимается разработкой этого законопроекта. В течение двух сессий он рассказал участникам об основных позициях, тонкостях и подводных камнях законопроекта, а кроме того, оставил свои координаты, чтобы участники семинара могли получать информацию из первых рук. Задача тренинга заключается не только в том, чтобы участники семинара сами разобрались в законопроекте, но и смогли компетентно, грамотно и доступно рассказать об этом в своих материалах.

Расширенный репортаж – это цепочка «как»

Первые две сессии семинара были посвящены сложным-большим темам, так называемому расширенному репортажу. Тренер Вячеслав Николаев помог определиться с тем, что считать «большими» темами, и сформулировал родовые признаки расширенного репортажа.

Вячеслав поделился собственным изобретением – схематическим изображением «информационной журналистики», так называемым «Что? Где? Когда?» и призвал семинаристов поучаствовать в составлении схемы. Задача состояла в том, чтобы к основным вопросам придумать множество дополнительных, которые помогут определить тему, создать образ героя и, в целом, выстроить сюжет. Мозговая разминка перешла в мозговой штурм. Схему составляли вместе. Круг вопросов был разделен на сотню секторов. Определились с форматными и хронометражными рамками.

По традиции, все вместе смотрели и анализировали сюжеты, привезенные семинаристами-телевизионщиками и представленные особо смелыми журналистами на обсуждение. Критиковали (ляпы и промахи коллег всегда более заметны), аплодировали наиболее удачным моментам, старались представить, как могла прозвучать та или иная тема в собственном исполнении.

И конечно, речь шла о главном на телевидении - зрителю должно быть интересно. Журналист обязан видеть картинку глазами зрителя. Это шаг к успеху.

«Мы – главный источник информации для нашего города»

Этими словами Виктор Мучник, директор по телевещанию «Томской Медиагруппы», начал свою сессию тренинга.

«мы – склонны к анализу»
«мы - ироничны»
«мы - сбалансированы»
«мы – пространство для диалога разных точек зрения» -
Таковы основные принципы работы, определенные командой самого популярного российского телеканала в регионах ТВ2-Томск, который каждый год на российском конкурсе «ТЭФИ регион» собирает знаменитые статуэтки в разных номинациях. При этом, как отмечает Виктор, не важно, что «мы не всегда этому образу соответствуем, - важно, что мы так говорим, так думаем и такой образ формируем у зрителя».

Опыт регионального телеканала в Томске наиболее ценен для участников семинара, поскольку они приехали с похожих региональных станций. Как сделать, чтобы зритель «не переключался» с твоей «кнопки», чтобы новости, которые делает твой канал, обсуждались в местном общественном транспорте, чтобы помощь горожан в «делании» новостей была продуктивной?

Виктор Моисеевич провел границу между новостной программой и информационной, подчеркнув многожанровость и интерактивность информационной программы. Говорил он и о важности перспективы в профессии. О необходимости создавать «заповедники» из спецрепортажей и новостей, которые могут послужить программными кусками для более сложных форм. Жанров на телевидении должно быть много, и журналисты должны учиться работать в разных жанрах и удерживать в разных жанрах зрителя. В конце концов, тот, у кого будут разнообразней возможности, все-таки будет удерживать большую долю аудитории.

И конечно, определились с источниками информации. Характеризовали недостатки и достоинства каждого источника. И повторили главное, что стоило записать «на манжете» и помнить всегда – любой источник информации нуждается в проверке.

Семинар продлится еще два дня. И нас ждет увлекательный и полезный разговор на модную сейчас тему – медиаконвергенция.

DSC00412.jpg