В Алма-Ате состоялся Региональный медиафорум. Журналисты собрались, чтобы обсудить свои проблемы: сложные взаимоотношения с властью, наступление новых технологий, развитие СМИ на казахском языке и многое другое.
Название медиафорума напоминает ту самую пословицу о спасении утопающих: «Будущее СМИ в руках журналистов». Инициатором и главным организатором встречи стала газета «Республика», которая за десять лет своего существования стала живой иллюстрацией к этому лозунгу. Оппозиционную газету под надуманными предлогами отказались печатать казахстанские типографии, интернет-портал издания заблокирован в стране, хотя официально это не признается. Несмотря на все это «Республика»
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Оксана Макушина
«Еще несколько лет назад мы столкнулись с такой проблемой, что нас не пускали на мероприятия, но мы всегда находили возможность попадать туда с помощью друзей,
Главное послание медиафорума направлено журналистам, работающим в регионах. «Потому они испытывают еще больше давления со стороны исполнительной власти, объясняет представитель Республики. В редакциях, где они работают, существует самоцензура, когда отодвигаются
Главная проблема новые технологии?
Уже на первой сессии медиафорума было озвучено столько насущных проблем, что стало понятно обсудить все за один день форума вряд ли удастся. Что сегодня волнует журналистов? Несовершенное законодательство в области СМИ, которое делает представителей профессии слишком уязвимыми. Ухудшение финансового положения редакций в связи с кризисом. И множество других вещей. Например, региональные телеканалы с тревогой ждут перехода на цифровой формат вещания для слабо оснащенных студий это может означать просто уход в небытие. Вообще, одна из актуальных тем СМИ и новые технологии, которые надо
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: На медиафоруме в Алма-Ате, 20 сентября 2010 года
Интернет входит в повседневную жизнь людей повсеместно. Многие региональные газеты только начинают создавать онлайн-версии. А их потенциальные читатели уже переходят к более современным форматам. «Наши медиа отстают лет на пять, говорит Самсон Безмятежный, менеджер блог-платформы yvision.kz. Сайты это, конечно, хорошо, но это вчерашний день. Новые тренды это твиттер, социальные сети и блоги». Как сказала корреспондент газеты «Уральская неделя» Тамара Еслямова, журналисты в регионах чувствуют, что «само общество нас как бы подпирает, чтобы мы скорее использовали интернет, чтобы давали обществу больше возможностей высказывать свое мнение».
Но на создание интернет-порталов нужны немалые средства, а их часто не хватает. Другая сторона проблемы требуется время и усилия, чтобы приучить журналистов-газетчиков работать в другом формате для интернета. С трудом прививается новый образ журналиста, который должен взять в руки фотоаппарат, видеокамеру и делать свои материалы мультимедийными. С другой стороны, выход в интернет неизбежен. «Казахстанская журналистика это, в основном, конечно, регионы, говорит Сейтказы Матаев, председатель Союза журналистов Казахстана. Представьте себе нашу страну это огромная территория и небольшое население, а развитие интернета помогает нам всем сближаться».
Качественные материалы не нужны
Вопрос качества журналистской продукции в Казахстане стоит в ряду самых актуальных. «Почему не читают региональные СМИ? задается вопросом Игорь Братцев, директор международного центра MediaNet. Потому что качество часто не соответствует современному уровню». Эту тему
Надо пустить на рынок иностранцев
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Адиль Джалилов
Адиль Джалилов возглавляет Медийный альянс Казахстана объединение журналистских НПО, которое представляет интересы отрасли перед государством, разрабатывает и предлагает властным структурам законодательные инициативы в области СМИ. По мнению Адиля Джалилова, сейчас самая актуальная мера для стимуляции развития медиа либерализация этого рынка. Сегодня участие иностранных инвесторов в казахстанских СМИ допустимо лишь до 20 процентов в доле компании. «Надо отменить это ограничение, чтобы сделать рынок более привлекательным для инвесторов, считает Адиль Джалилов. Если сильные игроки придут, вложатся в рынок, государство уже не сможет разговаривать так со СМИ, оно вынуждено будет считаться с крупными иностранными инвесторами. До тех пор пока этого не произойдет, у нас рынок будет куцый, зависимый от государства».
Джалилов ссылается на успех либерализации медийного рынка в России. Отсутствие ограничений на иностранное участие в печатных СМИ привело к расцвету аналитических изданий: Forbes Russia, «Русский Newsweek», «Ведомости» и других. «На Западе много именно серьезных журналистских проектов, у них есть ноу-хау, редакторы, дизайнеры, менеджеры, говорит глава Медийного альянса. Нам нужны эти западные инновации, нам нужны мозги, иначе говоря».
Медийный альянс Казахстана один из организаторов и партнеров Регионального медиафорума. Предполагается, что мероприятие станет ежегодным. Хотя сейчас прогнозировать что-либо сложно. Журналисты уверены, что такое общение профессионалам необходимо. И даже чисто с практической точки зрения. На медиафоруме, кроме докладов и дискуссий, большое внимание уделяется тренингам например, журналисты учат своих коллег, как оперативно переправлять фото в интернет, как создавать инфо-графику, как пользоваться прокси-серверами, чтобы обходить блокировки сайтов.
Ольга Корнеева, Алма-Ата
Источник: Немецкая волна