Internews Kazakhstan

Казахстанская журналистика спасает себя сама

Cоздан:   пт, 24/09/2010 - 11:41
Категория:
Тэги:

В Алма-Ате состоялся Региональный медиафорум. Журналисты собрались, чтобы обсудить свои проблемы: сложные взаимоотношения с властью, наступление новых технологий, развитие СМИ на казахском языке и многое другое.

Название медиафорума напоминает ту самую пословицу о спасении утопающих: «Будущее СМИ — в руках журналистов». Инициатором и главным организатором встречи стала газета «Республика», которая за десять лет своего существования стала живой иллюстрацией к этому лозунгу. Оппозиционную газету под надуманными предлогами отказались печатать казахстанские типографии, интернет-портал издания заблокирован в стране, хотя официально это не признается. Несмотря на все это «Республика» по-прежнему находит путь к читателю.

Оксана МакушинаBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Оксана Макушина

«Еще несколько лет назад мы столкнулись с такой проблемой, что нас не пускали на мероприятия, но мы всегда находили возможность попадать туда — с помощью друзей, как-то добивались, приходили, — рассказывает Оксана Макушина, представитель медиа-группы «Республика». — Однажды знакомая сказала мне: Вам уже пора давать тренинги, как работать в таких условиях«. По словам Оксаны Макушиной, идея медиафорума родилась из убеждения, что уже накоплен большой опыт преодоления различных трудностей, которым необходимо делиться с коллегами.

Главное послание медиафорума направлено журналистам, работающим в регионах. «Потому они испытывают еще больше давления со стороны исполнительной власти, — объясняет представитель „Республики“. — В редакциях, где они работают, существует самоцензура, когда отодвигаются какие-то темы, потому что журналист заведомо знает, что они не пройдут».

Главная проблема — новые технологии?

Уже на первой сессии медиафорума было озвучено столько насущных проблем, что стало понятно — обсудить все за один день форума вряд ли удастся. Что сегодня волнует журналистов? Несовершенное законодательство в области СМИ, которое делает представителей профессии слишком уязвимыми. Ухудшение финансового положения редакций в связи с кризисом. И множество других вещей. Например, региональные телеканалы с тревогой ждут перехода на цифровой формат вещания — для слабо оснащенных студий это может означать просто уход в небытие. Вообще, одна из актуальных тем — СМИ и новые технологии, которые надо как-то осваивать, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.

На медиафоруме в Алма-Ате, 20.09.10Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: На медиафоруме в Алма-Ате, 20 сентября 2010 года

Интернет входит в повседневную жизнь людей повсеместно. Многие региональные газеты только начинают создавать онлайн-версии. А их потенциальные читатели уже переходят к более современным форматам. «Наши медиа отстают лет на пять, — говорит Самсон Безмятежный, менеджер блог-платформы yvision.kz. — Сайты —  это, конечно, хорошо, но это вчерашний день. Новые тренды — это твиттер, социальные сети и блоги». Как сказала корреспондент газеты «Уральская неделя» Тамара Еслямова, журналисты в регионах чувствуют, что «само общество нас как бы подпирает, чтобы мы скорее использовали интернет, чтобы давали обществу больше возможностей высказывать свое мнение».

Но на создание интернет-порталов нужны немалые средства, а их часто не хватает. Другая сторона проблемы — требуется время и усилия, чтобы приучить журналистов-газетчиков работать в другом формате — для интернета. С трудом прививается новый образ журналиста, который должен взять в руки фотоаппарат, видеокамеру и делать свои материалы мультимедийными. С другой стороны, выход в интернет неизбежен. «Казахстанская журналистика —  это, в основном, конечно, регионы, — говорит Сейтказы Матаев, председатель Союза журналистов Казахстана. — Представьте себе нашу страну — это огромная территория и небольшое население, а развитие интернета помогает нам всем сближаться».

Качественные материалы не нужны

Вопрос качества журналистской продукции в Казахстане стоит в ряду самых актуальных. «Почему не читают региональные СМИ? — задается вопросом Игорь Братцев, директор международного центра MediaNet. — Потому что качество часто не соответствует современному уровню». Эту тему по-своему развивает Маржан Ельшибаева, директор Internews Kasakhstan: «Плохое качество -потому, что сегодня не нужны хорошие репортажи и журналистские расследования, это никому не выгодно. Сколько раз мы видели, как приезжают журналисты из регионов и делают блестящие материалы. Но когда они возвращаются к себе и ставят эти же сюжеты в эфир, их потом снимают. Потому что они отражают точку зрения, не выгодную местному акиму».

Надо пустить на рынок иностранцев

Адиль Джалилов  Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Адиль Джалилов

Адиль Джалилов возглавляет Медийный альянс Казахстана — объединение журналистских НПО, которое представляет интересы отрасли перед государством, разрабатывает и предлагает властным структурам законодательные инициативы в области СМИ. По мнению Адиля Джалилова, сейчас самая актуальная мера для стимуляции развития медиа — либерализация этого рынка. Сегодня участие иностранных инвесторов в казахстанских СМИ допустимо лишь до 20 процентов в доле компании. «Надо отменить это ограничение, чтобы сделать рынок более привлекательным для инвесторов, — считает Адиль Джалилов. — Если сильные игроки придут, вложатся в рынок, государство уже не сможет разговаривать так со СМИ, оно вынуждено будет считаться с крупными иностранными инвесторами. До тех пор пока этого не произойдет, у нас рынок будет куцый, зависимый от государства».

Джалилов ссылается на успех либерализации медийного рынка в России. Отсутствие ограничений на иностранное участие в печатных СМИ привело к расцвету аналитических изданий: Forbes Russia, «Русский Newsweek», «Ведомости» и других. «На Западе много именно серьезных журналистских проектов, у них есть ноу-хау, редакторы, дизайнеры, менеджеры, — говорит глава Медийного альянса. — Нам нужны эти западные инновации, нам нужны мозги, иначе говоря».

Медийный альянс Казахстана — один из организаторов и партнеров Регионального медиафорума. Предполагается, что мероприятие станет ежегодным. Хотя сейчас прогнозировать что-либо сложно. Журналисты уверены, что такое общение профессионалам необходимо. И даже чисто с практической точки зрения. На медиафоруме, кроме докладов и дискуссий, большое внимание уделяется тренингам — например, журналисты учат своих коллег, как оперативно переправлять фото в интернет, как создавать инфо-графику, как пользоваться прокси-серверами, чтобы обходить блокировки сайтов.

Ольга Корнеева, Алма-Ата

Источник: Немецкая волна